Арбитражных заседателей приравняли к судьям

Содержание
  1. Основы правового статуса присяжных и арбитражных заседателей
  2. Основы правового статуса присяжных заседателей
  3. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
  4. Основы правового статуса арбитражных заседателей
  5. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям
  6. Арбитражными заседателями не могут быть:
  7. Арбитражные заседатели. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ
  8. Субъекты права
  9. Специфика статуса
  10. Судьи и арбитражные заседатели
  11. Разница между арбитражным и присяжным заседателем
  12. Требования к гражданам
  13. Ограничения
  14. Полномочия
  15. Ходатайство о привлечении гражданина к рассмотрению споров
  16. Вознаграждение
  17. Гарантии
  18. Списки заседателей
  19. Утверждение
  20. Московский арбитражный суд
  21. Кто такие арбитражные заседатели в арбитражном процессе?
  22. Фз об арбитражных заседателях: правовой статус
  23. Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей: сроки
  24. Обоснование ходатайства и проблемы применения
  25. Законы № 228-ФЗ и 443-ФЗ: изменение норм АПК об арбитражных заседателях
  26. Замена, приостановление и прекращение полномочий арбитражных заседателей
  27. Кто такие арбитражные приставы в 2019 году
  28. Арбитражные заседатели в арбитражном процессе: наследие или заимствование
  29. Арбитражный суд. Понятие, система и устройство арбитражных судов в России

Основы правового статуса присяжных и арбитражных заседателей

Арбитражных заседателей приравняли к судьям

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 года № 5 “О применении судами некоторых положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа (присяжных и арбитражных заседателей) в зна­чительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязаннос­ти по разбирательству судебных дел на временной основе, а не посто­янно, как это делают судьи-профессионалы. По закону заседатели не считаются судьями (см. ч. 1 ст. 11 Закона о судебной системе). Одна­ко важность выполняемых ими функций сближает их положение с по­ложением, занимаемым судьями.

Это проявляется, например, в том, что арбитражные заседатели при принятии решений в ходе рассмотрения дел, подведомственных ар­битражным судам, пользуются теми же правами, что и судьи-профессионалы. Голос ар­битражного заседателя равнозначен голосу судьи, с которым такой за­седатель рассматривает конкретное дело (ст. 19 АПК).

Несколько иначе обстоит дело с ролью присяжного заседателя.

Его голос не обладает подоб­ным свойством, поскольку он привлекается только для решения глав­ным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого по уголовному делу, а также о том, заслуживает или нет данный под­судимый снисхождения. Однако, судья-профессионал не вправе при поста­новлении приговора произвольно игнорировать решение (вердикт) присяжных заседателей.

В силу большой значимости и ответственности выполняемых при­сяжными или арбитражными заседателями функций они наделяются при отправлении правосудия такой же независимостью, что и судьи-профессионалы. Оказание незаконного влияния на представителей на­рода с целью склонить их или понудить к вынесению неправосудного решения так же порицаемо, как и оказание его в отношении судей.

Кроме того, участвующим в отправлении правосудия представи­телям народа, наряду с правами, обеспечивающими их активность не­посредственно при принятии решений, предоставлены также доста­точные права по исследованию всех рассматриваемых в суде доказа­тельств и создаются надлежащие условия для их полной, всесторон­ней и объективной оценки, которая необходима для вынесения закон­ных, обоснованных и справедливых итоговых судебных решений. И в этом тоже проявляется сходство статуса заседателей со статусом судей-профессионалов.

Вместе с тем правовое положение представителей народа, привле­каемых к участию в отправлении правосудия, определяется не только теми правами и обязанностями, которые они могут осуществить при разбирательстве судебных дел и принятии решений по ним, а также мерами их защиты от постороннего влияния. Оно в значительной сте­пени определяется также порядком наделения их соответствующими полномочиями.

Основы правового статуса присяжных заседателей

Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определенных пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотре­нии конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои пол­номочия в порядке, детально регулируемом законом.

Такой порядок исходит прежде всего из необходимости учета требований, предъявляемых к присяжным заседателям. Требования подробно изложены в ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

    1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
    2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;
    3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
    4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

  1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя определены ст.

10 Закона, в которой говорится, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, – на все время рассмотрения этого дела.

Ст.

12 Закона определяет, что на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации”, Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” и настоящим Федеральным законом.
Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основы правового статуса арбитражных заседателей

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации” определяет правовой статус арбитражных заседателей.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, они независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Арбитражный заседатель при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов арбитражный заседатель, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

  1. лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость;
  2. лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
  3. лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
  4. лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
  5. судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
  6. лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 закона.

В случае, если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.

Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей регулируется ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.
При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

https://www.youtube.com/watch?v=ylh2hYTSC5I

Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovi-pravovogo-statusa-prisyazhnich-i-arbitrazhnich-zasedateley

Арбитражные заседатели. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ

Арбитражных заседателей приравняли к судьям

Особенность арбитражных и присяжных заседателей в том, что они привлекаются к судебным разбирательствам на временной основе. Согласно законодательству, эти лица не считаются судьями. Между тем важность функций, которые они реализуют, сложно переоценить. Рассмотрим в статье особенности статуса арбитражных заседателей.

Субъекты права

В качестве арбитражных заседателей арбитражных судов могут выступать граждане РФ. Деятельность этих лиц, условия и особенности привлечения их к разбирательству дел регламентирует ФЗ № 70.

В 1-й статье этого нормативного акта установлены общие положения, касающиеся участия арбитражных заседателей в судебных спорах. Субъекты привлекаются к разбирательствам дел, вытекающих из гражданских правоотношений и подведомственных первой инстанции.

Специфика статуса

Ввиду высокой ответственности и большой значимости функций, исполняемых заседателями, они обладают такой же независимостью, что и профессиональные судьи. Оказание противоправного влияния на народных представителей для понуждения либо склонения их к принятию неправосудного решения так же неприемлемо, как и давление на судей.

Заседатели, участвующие в отправлении правосудия, кроме прав, обеспечивающих их активность при непосредственном вынесении решений, наделяются достаточными правами по изучению доказательств, рассматриваемых в суде.

Для них создаются надлежащие условия для объективной, всесторонней, полной оценки обстоятельств, необходимой для вынесения обоснованных, законных, справедливых решений.

В этом, кроме прочего, также выражается сходство статуса народных представителей со статусом судей.

При этом правовое положение лиц, привлекаемых к разбирательству арбитражных дел, определяется не только обязанностями и правами, предусмотренными для них законодательством, но и мерами защиты от неправомерного постороннего влияния.

Судьи и арбитражные заседатели

О взаимодействии этих лиц также говорится в ст. 1 ФЗ № 70. Согласно положениям, состав суда формируется таким образом, чтобы влияние на исход дела заинтересованных лиц было полностью исключено. В разбирательстве участвует один судья и 2 арбитражных заседателя. При этом последние являются независимыми и подчиняются исключительно федеральному законодательству и Конституции.

Разница между арбитражным и присяжным заседателем

Голос народного представителя в арбитражном деле равнозначен голосу того судьи, с которым он рассматривает дело. Этот вывод следует из положений 19-й статьи АПК. При разбирательстве дел арбитражные заседатели несут обязанности и реализуют права судей.

Что касается присяжных, то здесь дело обстоит немного иначе. Голос этого народного представителя не приравнивается к голосу судьи.

Это связано с тем, что присяжные заседатели привлекаются для решения преимущественно вопросов о невиновности либо виновности гражданина по уголовному делу, о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

При этом профессиональный судья не имеет права при постановлении приговора необоснованно игнорировать вердикт присяжных.

При исполнении полномочий арбитражные заседатели должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет суда либо вызвать сомнения в справедливости, беспристрастности и объективности.

При возникновении конфликта интересов лица обязаны заявить самоотвод или известить остальных участников спора о ситуации.

Под конфликтом интересов следует понимать обстоятельства, при которых косвенная или прямая личная заинтересованность субъекта может оказать влияние на надлежащее выполнение им вмененных обязанностей. Проще говоря, это ситуация, когда интересы заседателей противоречат правам других лиц, в том числе и не участвующих в разбирательстве.

Личной заинтересованностью считается возможность получения материальной выгоды или другого незаконного преимущества в процессе выполнения возложенных на арбитражного заседателя обязанностей.

Требования к гражданам

Они предусмотрены во 2-й статье ФЗ № 70. В качестве арбитражных заседателей могут выступать граждане 25-70 лет, имеющие:

  • безупречную репутацию;
  • высшее профобразование;
  • стаж трудовой деятельности в управленческой, юридической, финансовой, экономической либо предпринимательской сфере не менее 5 лет.

Ограничения

Арбитражным заседателем не может являться гражданин:

  • имеющий непогашенную/неснятую судимость;
  • совершивший поступок, принижающий авторитет суда;
  • признанный ограниченно дееспособным/полностью недееспособным по решению суда, вступившему в действие;
  • замещающий госдолжность РФ, субъекта РФ, госслужбы, а также муниципальные должности;
  • состоящий на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере.

Не могут быть заседателями также:

  • судьи;
  • военнослужащие;
  • прокуроры;
  • адвокаты;
  • следователи;
  • нотариусы;
  • субъекты, принадлежащие к оперативному/руководящему составу ОВД РФ, Госпожслужбы, органов ФСБ, структур, исполняющих наказание, контролирующих оборот психотропных/наркотических средств;
  • частные детективы, ведущие деятельность на основании специального разрешения.

Полномочия

Их срок ограничивается двумя годами. Прекращение полномочий заседателя осуществляется в последний день последнего месяца указанного периода. По окончании срока гражданин может быть включен в списки заседателей по правилам, установленным ст. 3 ФЗ № 70.

Если рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей к дате истечения срока их полномочий не закончено, граждане продолжают исполнять свои обязанности до завершения разбирательства.

Ходатайство о привлечении гражданина к рассмотрению споров

Участие арбитражных заседателей может обуславливаться сложностью дела либо необходимостью использовать специальные знания в управленческой, экономической, финансовой или иных сферах.

Привлечение арбитражных заседателей к разбирательству осуществляется по ходатайству заинтересованного лица в порядке, установленном АПК и иными федеральными законами.

При удовлетворении заявления кандидатуры выбираются из списка, утвержденного в установленном порядке, с учетом специализации. Выбор осуществляется с использованием автоматизированной системы или другим способом, применяемым в суде.

Если после самоотвода или отвода одного (нескольких) заседателей состав суда для рассмотрения дела сформировать невозможно, разбирательство осуществляется судьей единолично.

Как указывается в ч. 4 ст. 19 АПК, при неявке одного либо двух заседателей на слушание дело также может рассматриваться единолично судьей. В таком случае необходимо получить согласие от присутствующих сторон (их представителей).

Если участники спора возражают против единоличного рассмотрения, судья объявляет перерыв либо откладывает слушание. В случае невозможности провести новое заседание в связи с неявкой народных представителей (одного или двух) суд на основании ходатайства одного из участников спора может вынести определение о единоличном разбирательстве данного дела и открыть слушание по первой инстанции.

Вознаграждение

Оно выплачивается заседателю пропорционально числу рабочих дней, на протяжении которых он участвовал в рассмотрении дел. Финансирование вознаграждения осуществляется из средств федерального бюджета.

Размер компенсации составляет 1/4 от должностного оклада арбитражного судьи. При этом сумма не должна быть меньше 5 МРОТ.

Кроме того, арбитражный заседатель получает компенсацию за командировочные расходы. Выплаты осуществляются в размере и по правилам, предусмотренным для судей, командированных в пределах России.

Гарантии

На арбитражных заседателей и членов их семей на весь период осуществления ими полномочий распространяются те же гарантии, что и на судей. Они закреплены в Конституции, ФКЗ № 1, Законе № 3132-1.

Все время, в течение которого заседатели исполняли полномочия по осуществлению правосудия, засчитывается при исчислении трудового стажа любого вида. Кроме того, за лицами сохраняются: средний заработок, предусмотренный по основному месту трудовой деятельности, льготы и гарантии, установленные законодательством.

Списки заседателей

Они формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений кандидатур, направленных ассоциациями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, прочими общественными и профобъединениями.

Судебная инстанция организует проверку достоверности информации о кандидатах. Для этого она вправе обратиться в соответствующие органы. Последние, в свою очередь, должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный судом, но не позже чем через 2 мес. с даты получения запроса.

Утверждение

Списки заседателей представляются судебными инстанциями субъектов в ВС. Утверждение осуществляет пленум суда.

Согласованные перечни публикуются в “Бюллетене ВС РФ” в обязательном порядке и в других СМИ (при необходимости).

Количество заседателей в судах устанавливается из расчета не меньше двух заседателей на одного судью, рассматривающего спор в первой инстанции.

Московский арбитражный суд

Прием списков заседателей и документов, прилагаемых к ним, осуществляется в этой инстанции отделом кадров. Московский арбитражный суд требует предоставления следующих бумаг:

  • Письма-рекомендации.
  • Справки-объективки.
  • Копии паспорта.
  • Копии трудовой.
  • Характеристики.
  • Справки из психоневрологического и наркологического диспансеров.

Указанные документы предоставляются на каждого кандидата в заседатели.

Бумаги должны быть подписаны и заверены руководителем организации, рекомендующей гражданина.

Отдел кадров госслужбы работает с понедельника по пятницу, с 10:00 до 17:00. Находится он по адресу: ул. Б. Тульская, д. 17, кабинет № А023.

Источник: https://FB.ru/article/330482/arbitrajnyie-zasedateli-arbitrajno-protsessualnyiy-kodeks-rf

Кто такие арбитражные заседатели в арбитражном процессе?

Арбитражных заседателей приравняли к судьям

В этом институте некоторые склонны видеть преемственность по отношению к народным заседателям — наследию советского правопорядка. Однако, учитывая современные реалии, в большей степени можно говорить о попытке законодателя приблизиться к процессу в англо-саксонской системе права.

Обоснованной выглядит точка зрения о том, что эта попытка неудовлетворительна изначально, поскольку активная роль отечественного суда (одновременно с привычным бездействием сторон) противоположна по сути роли арбитра, которую суд выполняет в странах общего права и к чему призываются арбитражные заседатели в данном случае.

Начиная с 1995 года история института арбитражных заседателей переживала взлеты и падения. Можно сказать, что этот институт не оправдал возлагавшихся на него надежд. Ранее нередко имело место привлечение арбитражных заседателей для затягивания рассмотрения спора. В настоящее время такая возможность практически исключена и сама процедура значительно усложнена.

Фз об арбитражных заседателях: правовой статус

Положение арбитражных заседателей определяется ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30.05.2001 № 70-ФЗ.

Требования к арбитражным заседателям можно подразделить:

  1. На общие, аналогичные предъявляемым к присяжным заседателям:
    • дееспособность;
    • возраст не менее 25 лет и др.
  2. Специфические, обусловленные особенностями экономического правосудия и высоким статусом (арбитражные заседатели приравнены к судьям!) согласно ст. 2 закона № 70-ФЗ:
    • безупречная репутация;
    • стаж работы в специальных областях (предпринимательской, управленческой и др.);
    • отсутствие прямой служебной зависимости от государственных органов и иной сферы специально-правовой компетенции (как у адвокатуры, например).

Арбитражные заседателиприобретают полномочия после утверждения пленумом ВС РФ сформированных региональными арбитражными судами списков.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Обратите внимание! Компенсационная выплата арбитражному заседателю за его участие в заседании составляет ¼ от оклада судьи, но не менее 5 МРОТ. Кроме того, за арбитражным заседателем сохраняется средний заработок и гарантируется неприкосновенность наравне с судьями.

Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей: сроки

Важно! Основанием для возможного вызова арбитражных заседателей является ходатайство стороны (ст. 1 закона № 70-ФЗ).

Это может быть:

  • истец (соистец);
  • ответчик (соответчик);
  • третье лицо, заявляющее самостоятельные требования. 

Срок для подачи ходатайства регламентирован таким образом, чтобы минимизировать злоупотребления правом на привлечение арбитражных заседателей:

  1. По общему правилу ходатайство необходимо направить в суд до начала рассмотрения дела, на этапе подготовки. Оно конкретизировано ВАС РФ (постановление пленума от 10.11.2011 № 70): такая просьба будет неуместна уже в предварительном судебном заседании, после объявления судом об окончании подготовки дела (п. 3).
  2. Закон предоставляет возможность заявить ходатайство в судебном заседании:
    • участнику процесса, вступающему в дело после завершения его подготовки к разбирательству (соистцу, новому ответчику и т. д.);
    • стороне, ранее не получившей информацию о возбуждении дела;
    • после объединения дел до начала рассмотрения объединенного дела.

Обоснование ходатайства и проблемы применения

Условием для просьбы о привлечении арбитражных заседателей являются прогнозируемые трудности при рассмотрении дела и (или) потребность в специальных познаниях для разрешения сложных экономических, финансовых или управленческих вопросов.

Мотивированность ходатайства сложностью — с 2010 года императивное требование. Но как совместить используемый в соответствии с новой нормой закона метод определения арбитражного заседателя с необходимостью его компетентности в рассматриваемом вопросе? Специфика опыта случайно выбранного лица может относиться совсем к иной сфере, что в итоге даст минимальный эффект.

Обратите внимание! Определение суда по данному ходатайству не обжалуется. Но доводы против него можно включить в апелляционную жалобу на судебный акт, которым дело разрешено по существу.

Законы № 228-ФЗ и 443-ФЗ: изменение норм АПК об арбитражных заседателях

Изменения 2010 года (ФЗ от 27.07.2010 № 228-ФЗ) стали следствием накопления данных, свидетельствующих об использовании вызова арбитражных заседателей в интересах одной из заинтересованных сторон по делу, а не для его объективного разрешения.

После реформирования института:

  1. Стороны лишены возможности влиять на определение арбитражных заседателей.
  2. Повышаются дисциплинарные требования. Например, арбитражные заседатели обязаны самостоятельно отслеживать календарь судебных заседаний под угрозой лишения статуса.
  3. Арбитражные заседатели не могут представлять в суде чужие интересы (ч. 1 ст. 60 АПК РФ). Явка заседателя в процесс в качестве представителя — основание для непризнания судом его полномочий (ч. 4 ст. 63 АПК РФ).

В декабре 2016 (ФЗ № 443-ФЗ от 19.12.2016) требования к заседателям были еще больше ужесточены. Так арбитражный заседатель обязан:

  • избегать как во время исполнения своих обязанностей, так и в личной жизни всего, что может умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его справедливости и объективности;
  • заявить самоотвод в случае конфликта интересов.

Кроме того на арбитражные суды субъектов РФ возлагается обязанность организовать проверку достоверности сведений о кандидатурах заседателей. 

Замена, приостановление и прекращение полномочий арбитражных заседателей

Если арбитражный заседатель не пришел на заседание, это не будет автоматически поводом для его замены. В этом случае устанавливается причина, а в последующем производится:

  • замена арбитражного заседателя (в случае невозможности его присутствия по уважительной причине, в связи с отводом или самоотводом, приостановлением или прекращением статуса);
  • или дальнейшее рассмотрение дела (в случае явки арбитражного заседателя);
  • или переход к единоличному рассмотрению дела (в случае невозможности явки арбитражного заседателя и по ходатайству стороны либо при невозможности сформировать судебный состав). 

Важно! Статус арбитражного заседателя может быть приостановлен по п. 1 ст. 5 закона № 70-ФЗ.

Полномочия арбитражных заседателей прекращаются:

  • в связи с истечением 2-летнего срока полномочий;
  • досрочно по п. 2 ст. 5 закона № 70-ФЗ. 

ВАС РФ в вышеуказанном постановлении № 70 дал более широкое, нежели ранее, толкование подп. 5 п. 2 ст.

5 закона № 70-ФЗ: к нему теперь относится срыв судебного заседания (неявка без уважительной причины) арбитражным заседателем как умаление авторитета судебной власти.

Документальное подтверждение уважительности пропуска заседания в этом случае обязательно в целях исключения других обстоятельств. Неисполнение гражданского долга в данном случае можно приравнять к прогулу с аналогичными последствиями. 

***

Таким образом, арбитражные заседатели — полноправные участники процедуры отправления правосудия, к которым предъявляются строгие требования в части компетенции и ответственного отношения к выполняемым обязанностям.

Их участие призвано повысить эффективность разрешения экономических споров, а требования закона о случайном выборе кандидатур из списка направлены на обеспечение объективности арбитражных заседателей при рассмотрении дел.

Источник: https://rusjurist.ru/arbitrazhnye_dela/arbitrazhnoe_sudoproizvodstvo/kto_takie_arbitrazhnye_zasedateli_v_arbitrazhnom_processe/

Кто такие арбитражные приставы в 2019 году

Арбитражных заседателей приравняли к судьям

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто такие арбитражные приставы?».

Арбитражные заседатели в арбитражном процессе: наследие или заимствование

В этом институте некоторые склонны видеть преемственность по отношению к народным заседателям — наследию советского правопорядка. Однако, учитывая современные реалии, в большей степени можно говорить о попытке законодателя приблизиться к процессу в англо-саксонской системе права.

Обоснованной выглядит точка зрения о том, что эта попытка неудовлетворительна изначально, поскольку активная роль отечественного суда (одновременно с привычным бездействием сторон) противоположна по сути роли арбитра, которую суд выполняет в странах общего права и к чему призываются арбитражные заседатели в данном случае.

Начиная с 1995 года история института арбитражных заседателей переживала взлеты и падения. Можно сказать, что этот институт не оправдал возлагавшихся на него надежд. Ранее нередко имело место привлечение арбитражных заседателей для затягивания рассмотрения спора. В настоящее время такая возможность практически исключена и сама процедура значительно усложнена.

Арбитражный суд. Понятие, система и устройство арбитражных судов в России

Источник: https://pristav-portal.ru/voprosy/kto-takie-arbitrazhnye-pristavy

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: