Государственная тайна в уголовном процессе: практика гостайны в уголовном процессе

Содержание
  1. Секретная миссия: к гостайне не допустят обвиняемых в преступлениях
  2. Законодательство ужесточится
  3. Затронет миллионы россиян
  4. Трудности применения
  5. Под грифом «секретно»
  6. Виды ответственности за нарушение государственной тайны
  7. Уголовная ответственность за государственную тайну
  8. Административная ответственность в плане защиты гостайны
  9. Проблемы разграничения ответственности за гостайну
  10. Ответственность за нарушение гостайны
  11. Гражданско-правовая ответственность
  12. Уголовная ответственность
  13. Дисциплинарная ответственность
  14. Административная ответственность
  15. Разделение ответственности: проблемы, связанные с охраной гостайны
  16. Тайна следствия: ст.161 УПК РФ
  17. Режим конфиденциальности не распространяется на информацию:
  18. Ответственность за разглашение сведений, составляющих тайну следствия
  19. Что будет, если гражданин откажется подписывать такой документ?
  20. Государственная тайна
  21. Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ
  22. Понятие о степени секретности и грифах документов
  23. Зашита информации, составляющей гостайну
  24. Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии
  25. Тайна в уголовном процессе
  26. Тайна переписки
  27. Иные охраняемые законом сведения
  28. Уголовно-процессуальные тайны
  29. Следственная тайна
  30. Тайна судопроизводства

Секретная миссия: к гостайне не допустят обвиняемых в преступлениях

Государственная тайна в уголовном процессе: практика гостайны в уголовном процессе

Законодательство, касающееся работы граждан с секретными документами, может серьезно ужесточиться.

Теперь в доступе к гостайне может быть отказано не только гражданам, которых обвинили в тяжких преступлениях, но и в любых других, относящихся к категории умышленных, включая, например, побои.

От поражения в правах таких граждан не спасет даже амнистия: получить работу, связанную с секретной документацией, будет практически невозможно. Юристы считают, что новый закон необходим, но с его правоприменением могут возникнуть проблемы.

В правительство поступил проект постановления «О внесении изменений в «Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».

Новые поправки в законодательство были разработаны специалистами ФСБ при участии экспертов Минобороны и других силовых ведомств.

В документе (есть в распоряжении «Известий») говорится, что доступа к секретам будут лишать граждан, обвиняемых «по уголовному делу о совершении по неосторожности преступления против государственной власти или об умышленном преступлении».

Сейчас допуск к секретным документам запрещают гражданам, которых заподозрили в совершении преступлений против госвласти.

К ним относятся шпионаж, госизмена, вооруженный мятеж, насильственная попытка захвата власти, организация экстремистского сообщества и совершение диверсии.

 Также к таким преступлениям относится превышение и присвоение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств и внебюджетных фондов, незаконное участие в предпринимательской деятельности, подлог, халатность, дача или получение взятки и ряд других. 

Законодательство ужесточится

Теперь законодательство может серьезно ужесточиться, рассказал «Известиям» федеральный судья в отставке, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин.

— Документ расширяет категорию граждан, которых нельзя допускать к гостайне, — рассказал Сергей Пашин. — Теперь к секретным документам не получит доступа тот, кто обвиняется в любых умышленных уголовных преступлениях — даже в побоях.

В случае закрытия уголовного дела по амнистии граждане также не смогут получить работу, связанную с секретной документацией, если со дня его прекращения не истекло время, «равное сроку давности за совершение таких преступлений», — это от двух до 15 и более лет в зависимости от статьи УК.

Затронет миллионы россиян

Допуск к гостайне имеет широкий круг лиц. Среди них — военнослужащие, судьи, сотрудники силовых структур, госслужащие, а также сотрудники оборонно-промышленного комплекса. В больших  корпорациях, например в РЖД, есть структуры, которые отвечают за мобилизационные мероприятия, — эти сведения также являются государственной тайной. Всего же речь идет о нескольких миллионах россиян.

Новый закон будет способствовать сохранению госсекретов, считает экс-начальник аналитического управления КГБ СССР и бывший заместитель секретаря Совета безопасности России Владимир Рубанов.

— Само слово «тайна» подразумевает, что ее надо кому-то доверять, — сказал «Известиям» Владимир Рубанов. — А человек, совершивший умышленное преступление, автоматически выходит из доверия. В то же время за правоприменением этого закона надо установить строгий контроль, чтобы люди не теряли работу из-за необоснованных обвинений.

По мнению управляющего партнера юридической компании BMS Law Firm Алима Бишенова, логика с точки зрения сохранения в тайне национальных секретов в таком решении есть. 

— Преступник, действующий с умыслом, несет угрозу общественной безопасности, и допускать его к секретным документам нельзя, — считает он.

Трудности применения

В то же время юристы полагают, что с принятием законопроекта может быть нарушено понятие презумпции невиновности. На практике применить закон будет не так-то просто, говорит учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

— До решения суда гражданина нельзя считать виновным в совершении преступления, — рассказал «Известиям» Олег Жердев. — Получается, что без приговора человеку смогут отказать в реализации его конституционных прав.

Кроме того, сам факт отмены доступа к государственной тайне может обернуться против подсудимого. Обвинение сможет на суде указать, что госорганы отказались человеку оформлять доступ к секретным документам, что, безусловно, будет его характеризовать не с самой лучшей стороны, отмечает эксперт.

В теории запрет на допуск к секретам гражданин может опротестовать в суде, отметил Алим Бишенов.

— Как будет складываться эта правоприменительная практика, сейчас спрогнозировать трудно, — отметил эксперт. — Надо ждать судебных процессов.

Под грифом «секретно»

Система классификации документов устанавливается законом «О государственной тайне», который очерчивает круг сведений, подлежащих засекречиванию, допуск лиц к секретной информации, а также меры, применяемые для защиты гостайны.

Сейчас устанавливаются три степени секретности сведений, имеющие соответствующие грифы — «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Документы с грифом «особой важности» содержат сведения в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам государства.

Пометку «совершенно секретно» получают документы, содержащие важные сведения о деятельности министерств или отраслей. Утечка бумаг с грифом «секретно» может нанести ущерб интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-разыскной деятельности.

Источник: https://iz.ru/845125/aleksei-kozachenko-roman-kretcul-bogdan-stepovoi/sekretnaia-missiia-k-gostaine-ne-dopustiat-obviniaemykh-v-prestupleniiakh

Виды ответственности за нарушение государственной тайны

Государственная тайна в уголовном процессе: практика гостайны в уголовном процессе

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение.

На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности.

В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.

Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.

Уголовная ответственность за государственную тайну

ст. 275 УК РФ — госизмена. Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей.

По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение.

Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.

ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям.

Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок.

По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями.

Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ.

Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно. Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.

ст. 283.1 УК РФ — незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.

ст. 284 УК РФ — нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий.

Обычно любой субъект, которому доверена работа с гостайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности — а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к гостайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями гостайны.

Обязательный признак данного преступления — утрата или наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение гостайны.

Административная ответственность в плане защиты гостайны

Статья, которая подходит под охрану гостайны — ст. 13.14 КоАП РФ. Она предусматривает разглашение сведений, доступ к которым ограничен, если это деяние не наказывается в уголовно-правовом порядке.

Субъект ответственности — гражданин, которому секретная информация стала известна в связи со служебными обязанностями или в ходе обучения.

В данную категорию не входят сведения ограниченного доступа, связанные с коммерческой или иной служебной тайной (например, инсайдерская информация, ноу-хау и т.д.) Предполагается, что эти сведения охраняются иными правовыми средствами.

Проблемы разграничения ответственности за гостайну

Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы.

Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны.

В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации.

Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.

Источник: https://srodopuski.com/otvetstvennost-za-narushenie-gostainy.html

Ответственность за нарушение гостайны

Государственная тайна в уголовном процессе: практика гостайны в уголовном процессе

Лицо, допущенное к работе с засекреченными данными, несет полную ответственность за сохранность государственной тайны. Разглашение гостайны может повлечь за собой уголовную ответственность.

Зона ответственности, относящаяся к гостайне, охраняется на следующих уровнях:

  • гражданско-правовом;
  • уголовном;
  • дисциплинарном;
  • административном.

Гражданско-правовая ответственность

Правовая ответственность подразумевает возмещение некоего морального вреда, нанесенного государству. Гражданско-правовая ответственность является формальной, ведь доказать, что стране был нанесен какой-либо материальный или моральный ущерб затруднительно. Определить размеры ущерба также зачастую не представляется возможным.

Уголовная ответственность

За шпионаж, передачу секретных данных третьим лицам, вынос засекреченной документации с режимных предприятий и разглашение сведений, составляющих государственную тайну предусмотрена уголовная ответственность. В УК РФ есть 5 статей, относящихся к сфере охраны гостайны:

  • статья 275 — государственная измена;
  • статья 276 — шпионаж;
  • статья 283 — разглашение государственной тайны;
  • статья 283.1 — незаконное получение данных, содержащих гостайну;
  • статья 284 — нарушение правил обращения со сведениями, содержащими гостайну.

Под госизменой подразумеваются следующие действия: разглашение иностранным предприятиям или гражданам информации, относящейся к гостайне, а также шпионаж. По этой статье привлекаются «завербованные» лица и лица, которым была доверена гостайна, но они сознательно желали ее разгласить с целью обогащения (продажи сведений третьим лицам).

Шпионаж подразумевает следующие действия: хищение, сбор и передача сведений, относящихся к государственной тайне для последующей передачи лицам, имеющим иностранное гражданство.

Лица, совершающие подобные деяния, действуют чаще всего либо по указаниям иностранной разведки, либо по собственной инициативе.

По 276 статье привлекаются иностранные граждане и граждане, не имеющие гражданства.

Статья 283 (разглашение государственной тайны) применяется относительно лиц, в действиях которых не было обнаружено признаков шпионажа и госизмены. В этой статье 2 части:

  1. Первая часть относится к лицам, которые передали полученную ими в ходе выполнения служебных обязанностей секретную информацию в открытый доступ.
  2. Вторая часть статьи говорит об ответственности этих же лиц. Разница заключается лишь в том, что здесь идет речь о более тяжелых последствиях совершенных гражданином действий. 

Вымогательство секретной информации, хищение сведений, заключающих гостайну и иные незаконные действия, связанные с получением засекреченных данных — все это дает полные основания для привлечения гражданина по статье 283.1. Данная статья применяется, если в действиях лица не было обнаружено признаков шпионажа, госизмены и разглашения гостайны (признаков трех описанных выше статей Уголовного Кодекса РФ).

Если лицо, имеющее доступ к гостайне, нарушило правила обращения с засекреченными материалами и документацией и это повлекло за собой тяжкие последствия или утрату, то к гражданину будет применяться статья 284 УК РФ. Как правило, лица, имеющие доступ к государственной тайне, получают лицензию ФСБ, позволяющую им работать с секретной информацией.

Получение лицензии подтверждает, что гражданин прошел инструктаж по работе со сведениями, составляющими гостайну. Если у лица есть лицензия, никакие отговорки о том, что гражданин не знал правил, не пройдут.

Получившее допуск лицо обязано знать, как обращаться со сведениями и материалами, относящимися к государственной тайне. Если утраты или иных тяжких последствий из-за ошибки сотрудника в обращении с гостайной не наступило, лицо будет привлечено к административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Сотрудника, разгласившего гостайну, либо привлекут к уголовной ответственности, либо к административной.

Дисциплинарная ответственность в теории подразумевает увольнение, лишение премиальной части или выговор. По факту сотрудник, привлеченный по этой статье, будет уволен. Компанию проверит ФСБ.

Иногда после проверок Службой Безопасности у компаний отбирают лицензии на работу с гостайной.  

Административная ответственность

К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.

К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.

Разделение ответственности: проблемы, связанные с охраной гостайны

Понятия, связанные с гостайной размыты. Появляется все больше носителей, на которых могут храниться сведения, относящиеся к гостайне (простейшие примеры: флешка, карта памяти). Это может привести к тому, что ответственность за охрану гостайны будет ложиться на слишком большой круг людей, которые вполне могут и не знать, что являются обладателями засекреченной информации.

Нечеткие и двоякие формулировки не позволяют грамотно и эффективно контролировать деятельность лиц, в чьи обязанности входит присвоение степени секретности той или иной информации или материалам. Уполномоченное лицо вполне может отнести к гостайне самые обычные сведения.

Но следить за всеми процессами, происходящими в ведомствах, слишком сложно, учитывая современные реалии. Конкретизировать проступки должностных лиц практически невозможно.

В законодательные акты, связанные с государственной тайной, планируется внесение ряда существенных изменений. Документация будет пересмотрена и распределена по категориям. Насколько нововведения будут эффективными, покажет время.

Источник: https://fsb9.ru/litsenzii-fsb/vidy-otvetstvennosti-za-narushenie-gosudarstvennoy-tayny.html

Тайна следствия: ст.161 УПК РФ

Государственная тайна в уголовном процессе: практика гостайны в уголовном процессе

Безусловно, каждому гражданину знаком термин «тайна следствия». Однако что под ним подразумевается и почему государству нужно, чтобы данные предварительного расследования оставались в секрете?

Для начала отметим, что под тайной следствия, согласно ст.161 УПК РФ, понимается информация, связанная с предварительным расследованием и не подлежащая разглашению. Это одна из разновидностей служебных тайн, которая используется только в определенной сфере деятельности – сфере выявления и раскрытия преступлений.

По смыслу рассматриваемой статьи, запрет на разглашение данных предварительного расследования абсолютный.

Это значит, что участники уголовного судопроизводства не могут разглашать любые сведения, так или иначе связанные с делом.

Однако следователь или дознаватель может дать разрешение на разглашение тех или иных данных, если это не противоречит интересам предварительного расследования и не нарушает прав других лиц.

Режим конфиденциальности не распространяется на информацию:

  • о нарушении законов органами госвласти и должностными лицами;
  • распространенную следователями, дознавателями или прокурорами в СМИ, через Интернет и иными публичными способами;
  • озвученную в ходе открытого судебного заседания.

Также не является разглашением данных предварительного расследования изложение соответствующих сведений в процессуальных документах, заявлениях, направляемых в государственные и межгосударственные органы по защите прав человека.

Не считается разглашением предоставление информации по делу физлицу, выступающему в роли специалиста.

«Зачем оставлять данные предварительного расследования в секрете? Причин множество. Во-первых, сами сведения могут составлять банковскую, семейную, государственную и иную тайну, а во-вторых, нередко разглашение информации мешает установлению истины по делу, способствует искажению показаний свидетелей и потерпевших, становится причиной уничтожения и фальсификации доказательств».

Ответственность за разглашение сведений, составляющих тайну следствия

Участники уголовного дела обязательно письменно предупреждаются следователем о недопустимости разглашения тайны следствия и об ответственности за данное нарушение.

Круг этих участников широкий: потерпевший, гражданский истец, законные представители и представители потерпевшего и гражданского истца, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, участники проверки сообщения о преступлении. Прокуроры, следователи, дознаватели в этот круг не входят.

Как видим, подозреваемый и обвиняемый не дают подписку о неразглашении.

В ином случае указанные лица не могли бы в полной мере воспользоваться своим правом на защиту: об этом прямо говорится в Определении Конституционного Суда РФ № 467-О от 21.12.2004 года.

К сожалению, на практике часто следователи пытаются взять такую подписку с подозреваемых и обвиняемых, чтобы затруднить для них процесс защиты. Подобные действия легко опротестовываются в суде уголовным адвокатом.

Что будет, если гражданин откажется подписывать такой документ?

В этом случае следователь в присутствии двух понятых документально фиксирует отказ: но физлицу будет по-прежнему грозит ответственность за раскрытие тайны следствия.

За разглашение данных, составляющих тайну следствия, предусмотрена уголовная ответственность по ст.310 УК РФ. Санкции данного преступления альтернативные:

  • до 80 тысяч рублей штрафа (или в размере заработка осужденного за период до полугода);
  • до 480 часов обязательных работ;
  • до 2 лет исправработ;
  • до 3 месяцев ареста.

Ст.310 УК РФ на практике применяется нечасто. Например, в 2018 году, по данным Судебного департамента при ВС РФ, не было зафиксировано ни одного случая привлечения к уголовной ответственности по указанной статье. Тем не менее, это не значит, что дела по ней не возбуждались.

Подавляющее большинство уголовных дел по ст.310 УК РФ открываются в отношении адвокатов, особенно тех, кто защищает известных личностей. И это понятно: адвокаты часто дают свои комментарии относительно хода предварительного расследования. Приведем пример такого дела.

Георгий Антонов, адвокат замначальника ГУЭБиПК Бориса Колесникова и руководителя главка Дениса Сугробова, был обвинен в разглашении тайны следствия. Защитник рассказал на пресс-конференции о некоторых эпизодах уголовного дела, а также раскрыл фамилии потерпевших.

Адвокат посчитал, что может сообщить данную информацию, поскольку она является общеизвестной, и ее ранее озвучивали правоохранительные органы. Однако суд признал адвоката виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.310 УК РФ, и назначил штраф в размере 65 тысяч рублей.

В честь 70-летия Победы и объявленной амнистии Антонова освободили от наказания и сняли судимость.

К сожалению, далеко не всегда защитникам предъявляются обвинения по указанной статье обоснованного.

В некоторых случаях подписка о неразглашении становится удобным инструментом в руках следователя, решившего избавиться от неугодного адвоката.

Обвинительный приговор, вынесенный в отношении защитника, лишает его статуса адвоката, и, следовательно, он не может осуществлять дальнейшую защиту по уголовным делам.

Опытный адвокат по экономическим делам прекрасно знает обо всех этих тонкостях и уловках, поэтому возбуждение в отношении него дела по ст.310 УК РФ маловероятно, а, значит, и его Доверитель не лишится правовой защиты в самый ответственный момент.

Источник: https://www.advo24.ru/publication/tayna-sledstviya-st-161-upk-rf.html

Государственная тайна

Государственная тайна в уголовном процессе: практика гостайны в уголовном процессе

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере – режим секретности.

Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств.

С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов.

Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные – компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями.

Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне.

В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения.

Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах.

Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов.

Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» – только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» – только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» – для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов.

Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним.

В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований.

Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране.

Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика – важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9098-gosudarstvennaya-tayna

Тайна в уголовном процессе

Государственная тайна в уголовном процессе: практика гостайны в уголовном процессе

Российское законодательство предусматривает множество видов тайн – государственную, коммерческую, налоговую, банковскую, врачебную, нотариальную, адвокатскую и т. п.

Определение 1

Под тайной понимаются особо значимые для определенной деятельности сведения, распространение которых может причинить вред охраняемым законом интересам.

Режим тайны включает в себя ограничения оборота определенной информации, к примеру:

  • недопустимость допроса адвоката об информации, которую он получил, оказывая юридическую помощь;
  • создание системы защиты (допуска и доступа) государственно-значимой информации;
  • особый порядок предоставления государственным органом информации, позволяющий получить коммерческую выгоду;
  • конфиденциальность информации, полученной нотариусом в ходе профессиональной деятельности и т. п.

В рамках уголовного судопроизводства можно выделить несколько видов тайн:

  • тайна переписки;
  • государственная тайна и иные виды охраняемых законом тайн;
  • уголовно-процессуальные тайны;
  • следственная тайна;
  • тайна судопроизводства.
  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Тайна переписки

Замечание 1

Каждый человек имеет право на тайну своей частной жизни, в том числе и тайну переписки, которая гарантируется и международными, и национальными актами (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Право на тайну корреспонденции, однако, не является абсолютным и может быть ограничено, в том числе и при производстве по уголовному делу.

Режим тайны переписки в уголовном процессе следующий:

  • это право может быть ограничено только с санкции суда (ч. 1 ст. 13 УПК РФ);
  • по предварительному судебному решению на почтовые отправления может быть наложен арест, а переговоры могут контролироваться и записываться (ч. 2 ст. 13 УПК РФ).

Иные охраняемые законом сведения

Информация, в отношении которой установлен режим тайны (аудиторской, завещания, усыновления и пр.), допускается к использованию в уголовном судопроизводстве со следующими ограничениями:

  • предметы и документы, в которых содержится охраняемая законом тайна, могут быть изъяты только по решению суда (п. 4 ч. 2 ст. 29 УПК РФ);
  • уголовные дела, содержащие государственную тайну, подсудны судам второго звена – областным, краевым, республиканским и т. п. (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ);
  • адвокат по уголовным делам, содержащим государственную тайну, дает подписку о ее неразглашении и соблюдении требований Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» при осуществлении защиты (ч. 5 ст. 49 УПК РФ);
  • подписка о неразглашении охраняемой законом тайны берется также и у присяжных, отказ в даче такой подписки влечет отвод присяжного заседателя (ч. 24 ст. 328 УПК РФ);
  • обвиняемый и защитник не вправе пользоваться выписками и копиями материалов уголовного дела, содержащих государственную тайну, за рамками судебного заседания (ч. 2 ст. 217 УПК РФ);
  • разбирательство по делам, содержащим охраняемую законом тайну, может быть осуществлено в закрытом порядке (ч. 2 ст. 241 УПК РФ).

Уголовно-процессуальные тайны

В уголовном процессе могут возникать различные ситуации тактического характера, в которых необходимо соблюдать определенные сведения в тайне. Можно выделить следующие тайны в уголовном процессе:

  • тайна задержания может применяться с согласия прокурора в отношении совершеннолетних задержанных, если это необходимо в интересах следствия (ч. 4 ст. 96 УПК РФ);
  • тайна данных о лице, передавшем информацию о преступлении средствам массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);
  • тайна данных о потерпевшем, свидетеле, их близких лицах, если им угрожает опасность, при производстве следственных и судебных действий (ч. 9 ст. 166, ч. 3.1 ст. 227 УПК РФ);
  • тайна частной жизни лица, в помещении которого проводился обыск, а также иных лиц (ч. 7 ст. 182 УПК РФ);
  • адвокатская тайна и тайна исповеди (недопустимость допроса соответственно адвоката и священника о сведениях, полученных при оказании помощи или из исповеди).

Следственная тайна

К информации, разглашение которой в уголовном процессе ограничено, относятся данные предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ). Режим следственной тайны следующий:

  • по общему правилу данные расследования не могут быть разглашены, о чем лицо, ведущее производство по делу, предупреждает участников процесса с взятием подписки;
  • при отсутствии разрешения участника процесса (его законного представителя) не могут быть разглашены данные о его частной жизни;
  • предание информации о расследовании гласности допустимо только с разрешения и в объеме, определенном лицом, ведущим производство по делу, если этим не нарушаются интересы расследования и права участников процесса;
  • разглашением следственной тайны не признается изложение обстоятельств дела в процессуальных документах, а также предоставление информации специалисту, привлекаемому к данному делу.

В то же время установлен и перечень следственной информации, на которую не может быть наложен запрет огласки:

  • сведения о противоправных действиях органов власти;
  • сведения, публично распространенные лицом, ведущим расследование;
  • сведения, оглашенные в судебном заседании.

Тайна судопроизводства

По уголовным делам тайна судопроизводства может иметь две формы:

  • тайна совещания судей (ст. 298 УПК РФ);
  • тайна совещания присяжных (ст. 341 УПК РФ).

Под тайной совещания судей понимается особый порядок постановления итогового решения по уголовному делу:

  • в специально отведенной для этого совещательной комнате;
  • в присутствии только судей, рассматривавших конкретное уголовное дело;
  • право судей прервать заседание по окончании рабочего времени или для отдыха (в это время судьи вправе покинуть совещательную комнату);
  • запрет разглашать процесс принятия решения, в том числе при изложении судьей особого мнения (ч. 5 ст. 301 УПК РФ).

Законом охраняется и тайна вынесения присяжными вердикта:

  • вердикт выносится в совещательной комнате;
  • при вынесении вердикта не вправе участвовать иные лица, кроме самих присяжных (в том числе профессиональный судья);
  • присяжные вправе с наступлением ночи или по окончании рабочего времени прерваться для отдыха;
  • присяжные не вправе разглашать процесс вынесения вердикта.

Замечание 2

Нарушение тайны совещания и профессиональных судей, и присяжных заседателей влечет безусловную отмену приговора при апелляционном пересмотре дела (ч. 1 ст. 389.17 УПК РФ).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/tayna_v_ugolovnom_processe/

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: