Юридические аспекты налогового контроля трансфертного ценообразования

Содержание
  1. Трансфертное ценообразование: как не привлечь внимание налоговой
  2. Какие цены контролирует налоговая
  3. Субъектный критерий — взаимозависимые лица
  4. Цена сделки
  5. Сроки предоставления документов
  6. Трансфертное ценообразование 2017
  7. Как регулируются трансфертные цены в России и в мире?
  8. Какие операции относятся к разряду контролируемых?
  9. Какие сделки не контролируются налоговиками?
  10. Кто такие взаимосвязанные лица?
  11. Дополнительные обязанности связанных лиц
  12. Методы трансфертного ценообразования
  13. Трансфертное ценообразование
  14. При этом налоговые риски, связанные с трансфертным ценообразованием, касаются не только крупных международных холдингов, но и групп малых предприятий, использующих разные режимы налогообложения (при условии, что сумма доходов/расходов по сделкам между двумя взаимозависимыми компаниями превышает 1 млрд. руб.).
  15. За годы работы экспертами практики Налоги и право реализованы проекты по трансфертному ценообразованию для компаний в различных сферах деятельности:
  16. Трансфертное ценообразование: как налоговая применяет методы ТЦО
  17. Когда налоговая может применять методы ТЦО для проверки цен
  18. Обзор судебной практики: как суды используют ТЦО-методологию
  19. Какие документы нужны компании, чтобы обезопасить себя или не допустить налоговые проверки
  20. Так какие документы нужны группам компаний?
  21. Кейс МЦОБ по выявлению ТЦО-рисков по внутригрупповым сделкам

Трансфертное ценообразование: как не привлечь внимание налоговой

Юридические аспекты налогового контроля трансфертного ценообразования
Офис компании Medtronic. Фото с сайта mprnews.org

Как предотвратить риски, связанные с вниманием налоговой к трансфертному ценообразованию? Юлия Швед, управляющий юрист международной юридической фирмы COBALT, сравнила российское и белорусское законодательство, а затем предложила рекомендацию.

Трансфертное ценообразование — сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам.

— Цену, которая прописана в договоре, определяют, как известно, несколько факторов: цены конкурентов, спрос, результаты переговоров.

Юлия Швед
Управляющий юрист международной юридической фирмы COBALT в Беларуси

Это все так, но только если стороны независимы, и каждая из них старается достичь наиболее оптимальных именно для нее финансовых результатов.

Если же стороны, по терминологии налогового законодательства, взаимозависимы (например, сделки происходят между взаимозависимыми компаниями-нерезидентами), то картина может быть совсем другой. Поясню.

Если в одном государстве ставка налога на прибыль ниже, а еще есть и дополнительные бонусы в виде разного рода льгот, то вполне целесообразно большую часть прибыли оставить именно в этом государстве.

Мотивацией для такого решения могут быть и другие факторы: например, введение ограничений на операции в иностранной валюте, возможные колебания валютного курса, инфляция и другие риски, связанные с ведением бизнеса в конкретной стране.

Самый простой способ для собственника оставить прибыль в определенном «кармане» — через манипулирование ценами. При увеличении цены отгрузки поставщиком у покупателя увеличивается расходная часть и, как следствие, уменьшается прибыль. Меньше прибыли — меньше налога.

И наоборот, уменьшение цены отгрузки увеличивает прибыль покупателя и сумму налога, причитающегося к уплате в этом государстве.

Фото с сайта koreatrade.ru

Манипулирование ценами возможно и в рамках одного государства, если в нем введены разные налоговые режимы для разных регионов или направлений бизнеса. Естественно, любое государство заинтересовано в увеличении доходной части бизнеса и минимизации расходной, что влечет увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Глобализация и развитие транснациональных корпораций, которые представляют собой сеть из множества компаний в различных юрисдикциях, усугубили проблему. Само собой разумеется, что такие корпорации заинтересованы в максимизации общей прибыли, а не прибыли каждой отдельной компании, входящей в ее состав.

Стало очевидным, что манипулировать можно не только посредством цен на отгружаемые товары или оказываемые услуги, но и установлением процентов при финансировании, реструктуризации бизнеса и др.

Апогеем проблемы становится использование нематериальных активов, которые, будучи сложными в оценке, порой бывают основным двигателем доходов бизнеса.

Ответом государств на ценовое манипулирование в рамках транснациональных корпораций стало введение в законодательство норм трансфертного ценообразования. Сейчас налоговые органы вправе проверять, соответствуют ли цены, примененные плательщиками, уровню рыночных цен по внешнеторговым сделкам.

Основным международным документом, определяющим текущие направления трансфертного ценообразования, на который равняются страны при построении национального законодательства, являются разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Рекомендации по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов.

И если в остальных аспектах налогового права сложилась определенная единообразная международная практика, то трансфертное ценообразование, которое находится на стыке экономики и права, переживает период развития.

Поясню, какие изменения происходят в этом году в Беларуси.

Какие цены контролирует налоговая

Вступивший в силу 1 января 2019 Налоговый кодекс значительно увеличивает количество требований касательно определения цены. Толкование этих требований зачастую возможно только с помощью указанных Рекомендаций ОЭСР.

Основная цель введенных норм по трансфертному ценообразованию — обеспечить, с помощью определенной методики, соответствие цен в сделках между взаимозависимыми компаниями — рыночным ценам.

То есть ценам, устанавливаемым между независимыми компаниями.

Несоответствие применяемых между взаимозависимыми лицами цен рыночным может стать причиной корректировки налоговой базы. Очевидно, что такая экономическая по своей сути методика далека от бухгалтерского учета. А ее реализация определяется законом. В Беларуси со стороны налоговой контролю подлежат:

  • Внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами-нерезидентами
  • Сделки со взаимозависимыми резидентами, если эти компании не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль (плательщики, применяющие особые режимы налогообложения, например резиденты СЭЗ, ПВТ, парка «Великий камень» и «Августовский канал»)
  • К сделкам со взаимозависимыми лицами приравнена совокупность сделок с участием «номинальных» посредников, не несущих какой-либо существенной бизнес-нагрузки
  • Сделки с резидентами оффшорных зон, которые необходимо отслеживать в текущем режиме по актам президента.

Когда же налоговая может быть заинтересована в проверке «договорных» цен на их соответствие рыночным?

Фото с сайта observer-msk.ru

«Особый» интерес вызывают сделки, которые в совокупности удовлетворяют двум критериям.

Субъектный критерий — взаимозависимые лица

Традиционно в Беларуси в перечень взаимозависимых лиц включены организации и лица, имеющие не менее 20% прямого и (или) косвенного участия в них.

В России, например, взаимозависимость возникает при не менее 25% участия.

В новой редакции белорусского Налогового кодекса учтены не отмеченные ранее родственные отношения между участниками, наличие которых в совокупности с 20% участия делает организации взаимозависимыми.

Взаимозависимость лиц также определяется их принадлежностью одному и тому же физическому лицу — подлинному владельцу, которое имеет возможность непосредственно или через взаимозависимых с ним лиц оказывать решающее влияние на управление организацией или ее предпринимательскую деятельность.

Помимо формально юридических критериев взаимозависимости имеется также т.н. сущностный критерий — осуществление непосредственного или косвенного контроля над другим лицом (другими лицами). При буквальном толковании это определяется не столько юридическими документами, сколько фактически выстроенными в рамках конкретного бизнеса отношениями.

Суды также имеют право признать определенные лица взаимозависимыми, если отношения между ними оказывают/могут непосредственно влиять на условия, экономические результаты работы представляемых ими лиц. Однако критерии такого «влияния» пока отсутствуют.

Можно предположить, что за пониманием, как оценивать «влияние», белорусский суд, вероятнее всего, обратится к опыту российского законодательства. Там отмечено, что значение имеет влияние на результаты работы, которое может оказываться по такой причине, как участие в капитале других.

Еще вариант: лицо не принимает участие в капитале, но у него есть другая возможность определять принимаемые в компании решения.

Фото с сайта topsimages.com

Цена сделки

Или сумма цен сделок с одним контрагентом в календарном году.

Контролю подлежит ценообразование по сделкам, сумма которых превышает 2 млн белорусских рублей без учета НДС и акцизов (около $ 1 млн) для крупных плательщиков и 400 тысяч белорусских рублей (около $ 200 тыс.

) — для всех остальных. При сделке с резидентом оффшорной зоны сумма сделки уменьшена до 400 тысяч белорусских рублей (около $ 200 тыс.) для всех плательщиков.

Отдельно выделены сделки с жилищными облигациями в процессе их обращения, совершенные после государственной регистрации, создания объекта строительства, и сделки с недвижимым имуществом. Цена по таким сделкам, совершенным со взаимозависимым лицом или лицом, применяющим особые режимы налогообложения, подлежит контролю, размер не имеет значения.

Существенным изменением стала отмена в Беларуси допустимого ранее 20%-ного коридора отклонений от диапазона рыночных цен.

То есть цены по всем контролируемым сделкам должны быть в рамках этого указанного диапазона и «экономически обоснованы» документами.

При этом законодательство позволяет корректировать налоговую базу только в сторону увеличения налога на прибыль. Но симметричная корректировка налоговой базы двумя контрагентами сделки не допускается.

И в случае, если хотя бы у одного контрагента цены будут расходиться с рыночными, дополнительные расходы могут быть в целом у двух взаимозависимых лиц (всем участникам придется корректировать налоговую базу).

Ориентация трансфертного ценообразования на транснациональные корпорации предопределила рекордные суммы требований при возникновении споров со стороны государства:

  • Например, требования к группе компаний Medtronic в США составили $ 1,4 млрд
  • Власти Канады требовали от компании Cameco 483 млн канадских долларов
  • Суммами требований впечатляют и иски в России: например, заявленная сумма требований по последнему нашумевшему делу «Уралкалий» составила 980 млн российских рублей.

В Беларуси, судя по всему, законодательство решило «отработать» достаточно размытую и, в некоторой степени, философскую методику трансфертного ценообразования на сравнительно некрупных даже по меркам белорусского бизнеса сделках.

Иначе сложно объяснить низкие пороги отнесения сделок к контролируемым. Этим же можно объяснить и разный подход к документации, предоставляемой для подтверждения цен.

Так, «полный» по белорусским меркам пакет документов предоставляется только по сделкам крупных плательщиков и со стратегическими товарами. Они определяются перечнем правительства.

По всем остальным сделкам действует облегченный режим документального подтверждения в форме «экономического обоснования примененной цены». Отметим, что плательщик должен обязательно уведомлять налоговую о совершении любой контролируемой сделки.

Фото с сайта osnova.capital

Для сравнения, в России диапазон цен,после которых сделки относятся к контролируемым, увеличен до 60 млн российских рублей — по сделкам с участием «номинальных» посредников, резидентов оффшорных зон и сырьевым ресурсам, и до 1 млрд российских рублей — по все остальным.

Также значительно сужен перечень сделок, относимых к контролируемым.

В отличие от Беларуси, где, по сути, предусмотрена только необходимость подачи национальной документации, российским законодательством также закреплена обязанность для плательщиков — участников международной группы компаний представлять в отдельных случаях адаптированный к местным реалиям пакет документов.

Формат этого пакета — национальная документация, страновой отчет и глобальная документация — был разработан ОЭСР в рамках Рекомендаций по трансфертному ценообразованию. Соответственно, в отличие от белорусских, российские компании могут использовать документы, разработанные для всей группы компаний в целом. Потребуется лишь их перевод и доработка по отдельным сделкам.

Сроки предоставления документов

Белорусские компании должны иметь полный пакет документов после 1 июня года, следующего за календарным, в котором были совершены сделки.

Однако документы в форме «экономического обоснования» могут быть запрошены налоговыми органами и в «текущем режиме» — при проведении налоговой проверки.

Если к проведению выездной проверки плательщик, как правило, имеет возможность подготовиться, то при получении такого запроса в рамках камеральной проверки у компании есть только 10 рабочих дней на их представление.

При отсутствии подготовительной работы выполнение такого требования может быть физически невозможно. И, соответственно, станет причиной не самых благоприятных для плательщика последствий.

Следует признать, что белорусское налоговое законодательство находится лишь на начальном этапе развития трансфертного ценообразования. По мере развития международного сотрудничества оно будет усложняться. Сейчас бизнесу важно обратить особое внимание на:

  • Рисковые сделки и, по возможности, предотвратить их «попадание» в категорию таковых. Например, можно изменить схему реализации сделки или устранить имеющуюся между лицами взаимозависимость
  • Целесообразно вести отдельный учет контролируемых сделок, чтобы не переходить установленный законодателем минимальный порог (или по другим критериям), а при невозможности — подготовить необходимый пакет документов для экономического обоснования примененных цен. Документы трансфертного ценообразования даже в своей «облегченной версии» не под силу бухгалтеру и требуют специализированных экономико-правовых навыков, поэтому и побеспокоиться о них следует заблаговременно
  • Следует также принимать во внимание национальное законодательство стран, где находятся взаимозависимые контрагенты, так как применение приведенных к единому знаменателю цен может значительно сократить текущие и потенциальные налоговые издержки.

Источник: https://probusiness.io/proverki/5489-transfertnoe-cenoobrazovanie-kak-ne-privlech-vnimanie-nalogovoy.html

Трансфертное ценообразование 2017

Юридические аспекты налогового контроля трансфертного ценообразования

Трансфертное ценообразование – это продажа продукции взаимосвязанными коммерческими структурами по ценам ниже рыночных.

Такие сделки помогают выводить прибыль группы в государства и регионы со сниженной или нулевой ставкой налога на прибыль. Используемые механизмы являются инструментом фискальной оптимизации.

Они противоречат интересам властей, а потому являются объектом повышенного интереса со стороны контролирующих органов.

Консультант Плюс

Попробуйте бесплатно

Как регулируются трансфертные цены в России и в мире?

Первой страной, где были приняты законы, регулирующие механизмы трансфертного ценообразования, стали Соединенные Штаты в 1960-х годах. В 1990-х этот вопрос активно рассматривался на международном уровне, тогда появились основополагающие нормативные документы, регулирующие определение стоимости товаров и услуг транснациональными корпорациями.

В России с 2012 года появилось новое законодательство по трансфертным ценам. Взаимоотношения связанных компаний регулируются главой 6.

1 Налогового Кодекса, которая стала заменой-дополнением действующим ранее статьям 20 и 40.

Актуальные нормы ввели перечень случаев, в которых налоговики вправе проверять установленную фирмами стоимость продукции, и прописали право фискальных служб доначислять налоги и требовать их уплаты в бюджет.

Согласно положениям действующего законодательства, целью трансфертного ценообразования является:

  • Не дать возможности группам связанных лиц, работающим в регионах или странах с разными режимами налогообложения, искусственно занижать показатели прибыли и дохода.
  • Не создавать административных преград для работы добросовестных налогоплательщиков, которые трудятся в России, в том числе и международных корпораций.

Российское законодательное регулирование основывается на опыте, который накопило международное трансфертное ценообразование. В частности, используется распространенное «правило вытянутой руки».

Его суть заключается в том, что стоимость, установленная связанными хозяйствующими субъектами, сравнивается с ценой, которую имели бы товары и услуги, если бы коммерческие структуры оказались полностью независимыми.

Контролируемые сделки 2017: критерии, таблица

Какие операции относятся к разряду контролируемых?

В целях надзора над трансфертными ценами действующее законодательство вводит категорию «контролируемые сделки». Это операции, совершаемые группой связанных лиц, относительно которых фискальные органы вправе проверить установленные цены на соответствие рыночным.

Правила трансфертного ценообразования в РФ вводят следующие типы операций, подлежащих допконтролю:

  1. Операции, совершенные между двумя сторонами, признаваемыми по законодательству взаимозависимыми.
  2. Сделки, в которых принимают участие две взаимосвязанные стороны и третья – посредник, если она:
    1. не принимает на себя никаких рисков и не создает добавленной стоимости;
    2. выполняет функцию, сводящуюся исключительно к перепродаже товаров и услуг.
  3. Операции, совершаемые между российскими компаниями или представительствами зарубежных организаций на территории РФ, и оффшорными странами.
  4. Сделки, заключаемые на внешнем рынке с биржевыми товарами (энергоносители, удобрения, металлы, драгоценные камни и т.д.).

Важно! Операции из 3-4 пункта попадают под государственный контроль только в случае, если годовая выручка компании по ним превышает 60 млн руб.

Трансфертное ценообразование 2017 предполагает, что операции между взаимосвязанными лицами становятся контролируемыми, если:

  • Контрагент по сделке зарегистрирован на территории специальной экономической зоны со льготным налогообложением, в то время как другой участник отношений рассчитывает бюджетные обязательства по стандартным ставкам.
  • Один из участников полностью освобожден от уплаты налога на прибыль, т.е. для него действует ставка 0%.
  • Операция совершается с лицом, добывающим природные ресурсы и перечисляющим в казну НДПИ.
  • Одним из участником рыночной операции является фирма или ИП, использующая льготный режим налогообложения.

Чтобы сделка стала контролируемой, доходы по ней должны превысить стоимостной порог, определенный законодательством. Для разных видов операций он колеблется на уровне 60-100 млн руб.

Какие сделки не контролируются налоговиками?

В ст. 104.14 Налогового Кодекса приведен список операций, не подлежащих ценовому контролю. В него входят:

  1. Сделки между участниками консолидированной группы налогоплательщиков, организованной в полном соответствии с российскими законами.
  2. Операции, в которых участвуют лица, соответствующие всем перечисленным критериям:
    1. их юридические адреса принадлежат к одному региону страны;
    2. у них отсутствуют обособленные подразделения в других субъектах РФ и странах;
    3. они платят налоги в бюджет одного региона;
    4. ни у одной из сторон нет убытков за прошлые периоды, на которые можно уменьшить налоговую базу в текущем;
    5. никто из участников сделки не перешел на спецрежим налогообложения, не стал резидентом особой экономической зоны.

Перечень неконтролируемых операций, данный в НК РФ, признается закрытым и не подлежит расширительной трактовке.

Важно! Действующее налоговое законодательство основывается на допущении, что цены по сделкам между несвязанными лицами априори являются рыночными.

Кто такие взаимосвязанные лица?

Регулирование трансфертного ценообразования вводит понятие «взаимозависимые (или связанные) лица». Это граждане или организации, которые в силу наличия определенных отношений и связей могут влиять на финансовые результаты деятельности друг друга.

Связанные лица становятся объектом повышенного интереса со стороны налоговиков, потому что у них имеется больше рычагов, чем у прочих участников рыночных отношений, чтобы снижать фискальную нагрузку и выводить прибыль из-под налогообложения. Из-за их действий бюджет недополучает положенные доходы.

Отношения между связанными лицами могут влиять на:

  • цены по сделкам;
  • показатели дохода и прибыли организаций;
  • прочие аспекты их экономических отношений.

Существует три основных критерия, на основании которых закон относит лиц к категории взаимосвязанных:

  1. Участие одного физического или юридического лица в капитале другого, имеющее прямой или косвенный характер. Доля влияния должна составлять не менее 25%.
  2. Наличие кровнородственных связей между физическими лицами.
  3. Наличие должностной подчиненности между двумя гражданами, обусловленное особенностями служебной иерархии.

Перечисленные факторы позволяют установить взаимосвязанность по закону. Однако ими не исчерпываются возможности налоговиков. Обратившись в суд, они могут потребовать признания лиц связанными по любым другим причинам.

Также возможен добровольный порядок признания взаимосвязанности, когда налогоплательщик самостоятельно обращается в фискальные органы и дает информацию о возможностях влияния на финансовые результаты других структур.

Дополнительные обязанности связанных лиц

Компании, к которым применяются разные виды трансфертных цен, должны:

  • Направлять в ФНС ежегодные уведомления о контролируемых сделках, имевших место за период. Срок подачи отчета – до 20.05 следующего года.
  • По запросу налоговиков представлять данные и документы касательно конкретной операции или совокупности договоров.

Законодательство оставляет фискальным органам право поставить под сомнение рыночный характер цен, установленных при любой сделке между взаимосвязанными лицами. Если налоговикам удастся доказать, что сомнения небеспочвенны, компанию обяжут пересчитать налоги на прибыль и добавленную стоимость и доплатить разницу в бюджет.

Методы трансфертного ценообразования

Методики ценообразования – это совокупность подходов и правил, при помощи которых фискальные структуры могут сопоставить стоимость в рамках конкретной сделки с ее рыночным значением. Существует пять способов, которые праве применять ФНС:

Российское законодательство отводит ему приоритет. Это означает, что использование иных способов возможно лишь в случае, если этот не работает или не дает надежных результатов.

Суть методики заключается в сравнении цены операции с рыночной, т.е. такой, которая устанавливается в ходе сделок с идентичными (или хотя бы однородными) товарами при сопоставимых условиях.

Информация о стоимости черпается из официальных, достоверных источников.

Для анализа налоговики ранжируют цены по возрастанию, удаляют минимальное и максимальное значения, а из оставшихся составляют интервал.

  1. Метод цены дальнейшей реализации

Этот способ основывается на сравнении валовой рентабельности, получаемой участником контролируемой сделки, с минимальным ее уровнем, характерным для рынка в целом. Он применим для компаний, осуществляющих функции перепродажи продукции, существенно не влияющих на характеристики товаров и располагающих нематериальными активами для повышения их добавленной стоимости.

Метод сложно применим в российской действительности из-за разности учетных политик компаний и частой невозможности получения полной и достоверной информации.

Основывается на сравнении валовой рентабельности затрат участника контролируемой сделки и аналогичным показателем для рынка в целом. Трансфертные цены на основе переменных затрат применяются для оценки сделок компаний, оказывающих финансовые услуги (например, управляющая компания, контроль денежных потоков и т.д.), при куплях-продажах сырьевых продуктов, недвижимости и т.д.

  1. Метод сопоставимой рентабельности

Использование этого способа возможно в случаях, если контроль за трансфертным ценообразованием по предыдущим четырем методикам невозможен в текущей ситуации. Принцип основывается на сравнениях различных показателей операционной рентабельности (активов, продаж, расходов и т.д.) со значениями, актуальными для других участников рынка, ведущих сходную деятельность.

  1. Метод распределения прибыли

Наиболее сложный в применении способ, который используется налоговиками в последнюю очередь, если предыдущие не работают. Он применим для тесно связанных структур, владеющих объектами интеллектуальной собственности.

Фискальные органы определяют совокупную прибыль по сделке и вычисляют части, доставшиеся участникам, пропорционально их расходам, вложенным активам, принятым рискам и т.д. Если по факту организации получили меньше, чем было рассчитано контролерами, их прибыль корректируется для налогообложения.

Трансфертное ценообразование НК РФ – относительно новое направление в деятельности фискальных структур. Его цель – не дать возможности связанным лицам искусственно занизить показатели доходности и уменьшить налоговую нагрузку. К нарушителям положений законодательства применяются штрафные санкции и другие меры воздействия.

Источник: https://raszp.ru/nalogi/metody-transfertnogo-cenoobrazovani.html

Трансфертное ценообразование

Юридические аспекты налогового контроля трансфертного ценообразования

Трансфертное ценообразование (ТЦО) между взаимозависимыми лицами является объектом пристального внимания налоговых органов, особенно в случаях, когда варьирование контрактной ценой используется для перераспределения прибыли холдингов в юрисдикции с низким налогообложением.

Эксперты практики Налоги и право Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» обращают внимание: избежать налоговых рисков в контролируемых сделках позволят:

  • грамотный выбор методики ценообразования и ее квалифицированное применение
  • тщательная подготовка пакета документов для экономического обоснования цен, применяемых в ходе совершения внутригрупповых сделок

Налоговые органы проверяют не только экспортно-импортные операции, но и внутристрановые сделки между взаимозависимыми предприятиями, что существенно увеличивает количество проводимых ими доначислений налогов, а также накладываемых пени и штрафов, которые с 2017 года составляют 40% выявленной недоимки.

При этом налоговые риски, связанные с трансфертным ценообразованием, касаются не только крупных международных холдингов, но и групп малых предприятий, использующих разные режимы налогообложения (при условии, что сумма доходов/расходов по сделкам между двумя взаимозависимыми компаниями превышает 1 млрд. руб.).

Изменения в законодательстве о ТЦО

Федеральным законом №302-ФЗ от 03.08.2018 внесены поправки в статью 105.14 НК РФ, коснувшиеся критериев контролируемых сделок, проверка которых проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по ТЦО-контролю.

Так, с 1 января 2019 года, сократилось количество сделок, подпадающих под контроль. Внутрироссийские сделки считаются контролируемыми при одновременном соблюдении двух критериев:

  1. Сумма доходов по таким сделкам за соответствующий год превышает 1 млрд рублей;

  2. Сделки удовлетворяют условиям, указанным в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Кроме того, список условий пополнился следующими пунктами:

  • Если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль от деятельности, в рамках которой заключена сделка;
  • Если доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Налоговые специалисты АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» подчеркивают, несмотря на то, что количество внутрироссийских сделок, подпадающих под контроль с 2019 года сокращается, данное обстоятельство создает дополнительные риски для налогоплательщиков и предпосылки для увеличения количества и качества проверок ценообразования как по контролируемым сделкам со стороны ФНС, так и по сделкам, не подпадающим под контроль, со стороны территориальных инспекций.

Сложившаяся арбитражная практика показывает, что ТЦО-инструментарий часто используется налоговыми органами даже в случаях, когда сделки формально не подпадают под ТЦО-регулирование.

Такой контроль, как правило осуществляется в рамках проверки наличия в действиях налогоплательщиков признаков получения так называемой необоснованной налоговой выгоды или искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (ст. 54.

1 НК РФ) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок.

Учитывая, что штат территориальных налоговых органов существенно превышает штат федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ТЦО контроль, вероятность проверки цен по таким сделкам с 1 января 2019 года многократно возрастает.

Трансфертное ценообразование с АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Специалисты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» не только прекрасно владеют методологиями, которые используются налоговыми органами, но и имеют весомый опыт отстаивания интересов налогоплательщиков в возникающих налоговых спорах.

  • подготовят страновую отчетность (уведомление об участии в международной группе, страновой отчет, глобальную и национальную документацию);
  • проведут сравнительный анализ глобальной и национальной документации на предмет разночтений, проведение корректировок для минимизации рисков по ТЦО;
  • окажут сопровождение налогоплательщика в ходе проверок по ТЦО;
  • предоставят квалифицированную консультационную поддержку налогоплательщикам по всем вопросам применения методов ТЦО.

  • подготовят уведомление о контролируемых сделках для налоговых органов;
  • разработают необходимый пакет документов для экономического обоснования цен контролируемых сделок;
  • окажут сопровождение налогоплательщика в ходе налоговой проверки;
  • проконсультируют по всем вопросам трансфертного ценообразования.
Услуги АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» в области трансфертного ценообразования включают в себя:
Услуги АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» в области применения методов ТЦО по формально НЕ контролируемым сделкам включают в себя:
Проведение комплексной диагностики контролируемых сделок; Сопоставление коммерческих (финансовых) условий сделок с рыночными аналогами, функциональный анализ; Выбор метода ценообразования, а также оценка соответствия трансфертных цен рыночному уровню. В случае выявления несоответствий делаем все возможное, чтобы исправить и снять проявившиеся риски; Подготовка документации по экономическому обоснованию цен для налогового контроля; Автоматизация процессов мониторинга трансфертных цен, позволяющая избежать проблем с ТЦО в будущем; Консультирование по методологическим аспектам трансфертного ценообразования (в том числе проработка позиции по обоснованию отсутствия налоговых рисков в области ТЦО для внешних аудиторов и иных заинтересованных пользователей).
Проведение комплексной диагностики НЕ контролируемых сделок с взаимозависимыми лицами; Оценка таких сделок на предмет наличия признаков получения необоснованной налоговой выгоды или искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (ст. 54.1 НК РФ); При необходимости, обоснование цен по НЕ контролируемым сделкам с взаимозависимыми с использованием ТЦО методологии (см. выше); Сопровождение в ходе выездных и камеральных налоговых проверок по ценовым аспектам необоснованной налоговой выгоды или искажения сведений о фактах хозяйственной жизни.

За годы работы экспертами практики Налоги и право реализованы проекты по трансфертному ценообразованию для компаний в различных сферах деятельности:

  • Ивестиционно-строительных холдингов и объединений
  • Энергетических объединений
  • Групп предприятий авиационной отрасли (осуществляющих деятельность по авиаперевозкам, обслуживанию полетов, а также деятельность аэропортов)
  • Многофилиальных банков и финансово-промышленных групп
  • Торгово-промышленных объединений, включая ВЭД
  • Риэлторских групп;
  • Предприятий сферы It-технологий;
  • Дистрибьюторов;
  • Грузоперевозчиков;
  • Консалтинговых компаний и др.
Почему клиенты выбирают АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»?
7 место в рейтинге крупнейших организаций, оказывающих услуги налогового консалтинга
В штате – специалисты с реальным опытом работы в налоговых органах на руководящих позициях
Более 20 лет опыта работы на рынке
Более 15 000 проектов по аудиту и налоговому консалтингу
Сертификат менеджмента качества ISO 9001-2015
Страхование профессиональной ответственности 2,1 млрд руб.

Стоимость услуг в области Трансфертного ценообразования определяется в зависимости от количества, географии и применяемой цены трансфертных сделок, а также от номенклатуры товаров и услуг, подпадающих под критерии контролируемых ФНС.

Для расчета стоимости, пожалуйста, заполните форму обратной связи справа или свяжитесь со специалистом напрямую.

   

Другие услуги нашей компании

Некоторые из наших клиентов

Источник: https://www.delprof.ru/services/transfertnoe-tsenoobrazovanie/

Трансфертное ценообразование: как налоговая применяет методы ТЦО

Юридические аспекты налогового контроля трансфертного ценообразования

Внутригрупповые сделки вышли из-под контроля Управления ФНС, и теперь их будут проверять территориальные налоговые. Яблоком раздора (читай: поводом доначислить налоги) остаётся по-прежнему необоснованная налоговая выгода. Правила применения методологии трансфертного ценообразования описаны в Налоговом кодексе (Раздел V.

1 Взаимозависимые лица и международные группы). В чём риск для бизнеса: налоговая может пересмотреть порядок образования цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, применяя некорректный метод ТЦО или вообще не применяя методы ТЦО.

Логичный результат: обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды и доначисление налогов на прибыль, штрафов и пеней.

Прежде всего, налоговую службу интересуют:

  • сделки на суммы свыше 1 млрд. руб. в год или же совокупность которых превышает этот размер
  • если предметом сделки являются полезные ископаемые, а сумма договоров превышает 60 млн. руб.
  • если один из участников сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а партнёр — другую систему налогообложения, и сумма договоров превышает 100 млн. руб.
  • один из участников освобождён от налога на прибыль или является участником проекта «Сколково»
  • одна из сторон резидент или участник свободной экономической зоны, в которой налог на прибыль ниже, чем в РФ
  • сделки между взаимозависимыми лица, когда независимое лицо — посредник
  • оффшорные сделки
  • сделки, признанные судом контролируемыми.

Цены по всем этим сделкам могут пересматриваться налоговой с применением методов ТЦО.

Когда налоговая может применять методы ТЦО для проверки цен

Анализируя цены в подобных сделках, налоговая их сравнивает с ценами, применяемыми в целях налогообложения. Налоговый кодекс предлагает применять следующие методы при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен
  2. Метод цены последующей реализации
  3. Затратный метод
  4. Метод сопоставимой рентабельности
  5. Метод распределения прибыли.

Согласно статье 105.7 п. 3 Налогового кодекса, приоритет отдаётся методу сопоставимых рыночных цен. Если по сделке приобретается товар и без переработки перепродаётся третьим лицам — тогда налоговики отдают первенство методу цены последующей реализации.

Когда обстоятельства и условия контролируемой сделки не позволяют применять приоритетный метод, за право применения конкурируют методы цены последующей продажи и затратный метод: в зависимости от того, какой из этих методов позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены в сделке рыночным ценам.

В целом, порядок номерного расположения методов недаром закрепился в Налоговом кодексе: если нельзя использовать ранее идущий метод из списка, используется следующий. А если не подходит ни один из методов, используется независимая оценка.

Допускается использование 2-х и более методов одновременно для объективного определения соответствия рыночной цене. Так или иначе, без должной документальной подготовки со стороны взаимозависимых компаний, налоговая может аргументированно скорректировать цены по сделкам и доначислить налог на прибыль.

Обзор судебной практики: как суды используют ТЦО-методологию

Дело № А62-8105/2017 (Решение от 28 мая 2018 г.) ООО «Богородицкое». Общество занимается переработкой рыбы и морепродуктов. Конечный продукт реализуется исключительно в адрес взаимозависимых лиц с наценкой 0-5%. Взаимозависимые лица продавали продукцию третьим лицам с наценкой 32-77%.

Налоговая применила метод сопоставимой рентабельности и сравнили фактическую рентабельность Общества за 2013 и 2014 года с минимальными рыночными значениями на основании финансовых данных подобных компаний, отобранных с использованием системы СПАРК.

Судом не были приняты возражения компании о том, что:

  • метод ТЦО был подобран некорректно
  • компании, с которыми сравнивали Общество, имеют большие обороты и не подходят под понятие микроорганизации
  • на цены на реализацию конечной продукции влияли давальческие договоры на предоставление тары и упаковки Покупателями. Общество не смогло предоставить подтверждающие документы в полном объёме.

Общество вынуждено заплатить в целом 729 218,89 руб., включающих недоимки по налогу на прибыль, на НДС, пеней и штрафов.

Дело № А23-5278/2016 (Решение от 17.01.2018) ОАО «Мостовский карьер».

По мнению налоговой инспекции, Общество поставляло песок посредникам по цене, значительно ниже рыночной, что дало повод объявить документооборот фиктивным, а юрлица — взаимозависимыми.

ИФНС провела перерасчёт цен реализаций в сторону посредников, используя метод цены последующей реализации, и доначислила налог на прибыль Обществу.

Общество оспорило правомерность использования метода цены последующей реализации и предложило использовать метод сопоставимых рыночных цен на основании внутренней информации. Суд согласился в этой части с налогоплательщиком, так как налоговая использовала несопоставимые сделки для расчёта интервала валовой рентабельности и не обосновала применение метода цены последующей реализации.

Требования Общества по размеру доначисления налога на прибыль из-за необоснованной налоговой выгоды были удовлетворены судом частично: суд признал Общество и посредников взаимозависимыми лицами. Размер штрафа по налогу на прибыль снизился в 2 раза: до 3 178 400 руб.

Как видите, далеко не во всех судебных разбирательствах приоритетным служит метод сопоставления рыночных цен. К тому же, как показывает практика (дело № А46-5414/2019), суды готовы использовать ТЦО-методологию не только в контролируемых сделках, но и при разбирательстве неконтролируемых сделок. В таких спорах ТЦО-методология служит калькулятором налоговой базы.

Какие документы нужны компании, чтобы обезопасить себя или не допустить налоговые проверки

Что даёт регламентированная документация по ТЦО группам компаний? Шанс, что требования налоговой будет легко удовлетворить и вам не придётся доказывать собственную политику ценообразования в суде.

А если дело дойдёт до суда, вы сможете использовать доказательную базу по применению метода ТЦО, описанного в вашей внутренней политике.

Другими словами, наличие документации обязывает проверяющие органы использовать те подходы и методы, которые использовал налогоплательщик, и только обосновав их неприменимость, налоговая может переходить к своим методам (статья 105.17 п. 5 Налогового кодекса РФ).

Так какие документы нужны группам компаний?

Прежде всего, необходима разработка и документирование концепции ценообразования в рамках отдельных структур холдинга. В перечень документов входит политика и методика ТЦО. Эта документация поможет расставить все точки над ё, когда налоговая будет запрашивать материалы по контролируемым сделкам.

Что может относиться к документации по ценообразованию предприятия:

  • маркетинговая политика (ее положения важны для обоснования перед налоговыми инспекторами случаев применения цены товаров, более чем на 20% отличающейся от цен на однородные товары)
  • файл, в котором содержится информация о том, каким методом пользуется предприятие для установления цены продажи и закупки, а также приводятся расчеты и факты, которые подтверждают применение компанией рыночных цен.

У МЦОБ есть опыт консультирования по вопросам внутригруппового ценообразования, выявлению ТЦО-рисков по внутригрупповым сделкам, разработке документации по ТЦО-комплаенсу и сопровождению соглашений.

Кейс МЦОБ по выявлению ТЦО-рисков по внутригрупповым сделкам

В нашу компанию обратился клиент, у которого есть ООО на ОСНО, а также несколько ИП на ЕНВД и УСН. Во взаимозависимости юрлиц нет сомнений: все индивидуальные предприниматели — родственники. ИП и юр.

лицо осуществляют между собой сделки купли-продажи, поэтому существует риск того, что налоговая в случае проверки обратит внимание на порядок формирования цены по сделкам.

Если будет доказано, что цена продажи между взаимозависимыми лицами занижена, то есть ниже рыночных цен, ФНС имеет право откорректировать цены по всем сделкам и доначислить налоги.

Рекомендации МЦОБ для клиентов с подобной структурой бизнеса:

  1. Сопоставить цены в сделках по закупочным ценам: сравнить цены поставщика-взаимозависимого лица и у поставщика-третьего лица.
  2. Необходимо собрать информацию с ценами (прайс-листы, коммерческие предложения), которые направляли другие поставщики, чтобы обосновать, что цена у взаимозависимого поставщика конкурентная и соответствует рыночной.

    Если цена у взаимозависимого поставщика ниже, это должно объясняться условиями сделки: например, обязательная закупка определенного объема продукции либо более жесткие сроки оплаты поставки.

  3. Обязательно в компании должна быть прописана и утверждена политика ценообразования: на каких условиях выполняется выбор поставщика, из чего формируется стоимость продаваемых товаров.

Территориальные налоговые органы проверяют сделки между взаимозависимыми лицами с целью найти несоответствие рыночным ценам и доначислить налоги.

При этом суды активно принимают аргументацию защиты, связанную с трансфертным ценообразованием, и готовы использовать эти методы как калькулятор налогооблагаемой базы даже по сделкам между независимыми лицами.

Если у вас в компании будет утверждена политика ценообразования с обоснованием применения тех или иных методов ТЦО, это значительно снизит или исключит налоговые доначисления.

Елена Воробьёва

Руководитель департамента бухгалтерского и правового консалтинга

Источник: https://mcob.ru/articles/transfertnoe-tsenoobrazovanie-kak-nalogovaya-primenyaet-metody-ttso/

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: