КС РФ

Содержание
  1. И снова зорькин: шесть главных решений конституционного суда
  2. Штурм Белого дома
  3. Возрождение компартии
  4. Отмена губернаторских выборов
  5. Смертная казнь: и есть, и нет
  6. Суд присяжных для женщин и несовершеннолетних
  7. Пересмотр дела Дадина
  8. Что дальше?
  9. Конституционный суд российской федерации
  10. Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления
  11. Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия
  12. Знаковые решения КС РФ и ВС РФ по вопросам трудового законодательства. Обзор
  13. Оплата работы в выходные или нерабочие праздничные дни
  14. Неиспользованные отпуска не сгорают, работник имеет право на компенсацию за неиспользованный отпуск в полном объеме
  15. Новые профстандарты и требования к квалификации — не основание для увольнения
  16. Отличие трудовых отношений от гражданско-правовых
  17. Работник может отозвать свое согласие на работу в новых условиях
  18. Приказ на увольнение по дисциплинарному основанию
  19. Конституционный суд РФ. Досье
  20. История КС РФ
  21. Полномочия КС
  22. Судьи КС
  23. Аппарат КС

И снова зорькин: шесть главных решений конституционного суда

КС РФ

Ольга Дьяконова Русская служба Би-би-си

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Зорькин чуть было не лишился судейских полномочий после расстрела Белого дома; его решение Ельцину не понравилось

Совет Федерации переназначил Валерия Зорькина главой Конституционного суда России на новый шестилетний срок. 74-летний Зорькин может руководить судом независимо от возраста.

Верхняя палата российского парламента на заседании в среду проала за переназначение Зорькина на должность председателя КС. Его кандидатура была внесена в Совет Федерации президентом Владимиром Путиным.

Несколько лет назад обсуждалось, что должность председателя Конституционного суда может занять нынешний председатель правительства Дмитрий Медведев. Но до президентских выборов такой рокировки не произошло.

“Биография Валерия Дмитриевича безупречная”, – сказала на заседании спикер Валентина Матвиенко. Сам Зорькин признал, что решения КС нередко не совпадают с мнением большинства граждан, сообщает Интерфакс.

“Естественно, не все довольны Конституционным судом, и трудно рассчитывать, конечно, чтобы все были рады”, – сказал он и привел в пример решение по вопросу о применении смертной казни в России.

В 1990-е, когда только был сформирован Конституционный суд России, Зорькин нередко вступал в активное противостояние и с Кремлем. Самое громкое решение, приведшее в итоге к вооруженному противостоянию в Москве в 1993 году, на десять лет отбросило Зорькина в рядовые судьи КС.

В кресло председателя он вернулся в 2003 году.

В феврале Зорькину исполняется 75 лет. Он сам рассуждал о своем возрасте, выступая во вторник на заседании комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. “С одной стороны, не хочется еще на пенсию уходить, а с другой стороны – не так будет грустно и обидно, потому что уже много и так было”, – цитирует Зорькина “Коммерсант”.

Уходить на пенсию Зорькина никто не обязывает: по закону свою должность он может занимать бессрочно.

“Если что-то получаться не так будет, вы смело можете мне сказать, – обратился он к сенаторам. – В этих условиях я не буду сопротивляться и тогда уйду, чтобы вас не подводить”.

Би-би-си напоминает о самых знаковых решениях Конституционного суда времен Зорькина.

Штурм Белого дома

В 1993 году Валерию Зорькину в свой первый председательский срок пришлось принять ряд кризисных решений.

Самым громким из них стало признание неконституционным указа Бориса Ельцина №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного совета России. Это дало совету повод объявить о государственном перевороте и прекращении полномочий президента.

Итогом конфликта стал штурм Белого дома с применением оружия и бронетехники. В здании Белого дома тогда находились депутаты под руководством спикера Руслана Хасбулатова и вице-президента Александра Руцкого.

Правообладатель иллюстрации Shogin Alexander/TASS Image caption Именно решение КС дало толчок к событиям 1993-го

После этого Конституционный суд приостановил свою деятельность, а Зорькин лишился должности председателя и судьи. Но уже в 1994 году на совещании КС судейские полномочия ему вернули.

Возрождение компартии

Нынешняя партия КПРФ своим существованием в чем-то обязана именно Зорькину.

Деятельность Компартии РСФСР – структурной части КПСС – Ельцин указом приостановил в 1991 году.

“Дело КПСС” стало одним из самых растянутых по времени – жалобы бывших членов партии КС и запросы народных депутатов, требующих признать указ конституционным, КС рассматривал почти полгода.

В итоге отдельные положения Ельцина были признаны неконституционными. Это позволило низовым структурам партии воссоздать центральное руководство – что в итоге и стало партией КПРФ в ее нынешнем виде.

Отмена губернаторских выборов

Сначала КС решил, что население само должно избирать губернаторов, но спустя девять лет изменил свое решение.

В 1996 году, когда председателем КС был Владимир Туманов, суд решил, что глава администрации края не может назначаться законодательным собранием, а должен избираться населением.

В 2004 году президент Путин выступил с инициативой утверждать губернаторов решениями законодательных органов по предложению главы страны. В том же году был принят соответствующий законопроект.

А в 2005 году КС в определении указал, что закон не рассматривает выборы “в качестве единственно допустимого механизма формирования всех органов публичной власти на каждом из уровней ее организации”.

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption В 1996 году КС решил, что выборы губернатора должны состояться, однако через девять лет решение стало совсем другим

Правовые позиции 1996-го года “не могут быть в полной мере использованы” для нового порядка избрания губернаторов, поскольку положения конституции применяются в том числе “посредством конкретизирующих их законов” и “в развивающемся социально-историческом контексте”, постановил тогда суд.

Право принимать участие в прямых выборах губернатора не закреплено как конституционное право российского гражданина. Это право есть лишь в некоторых федеральных законах, которые могут меняться, посчитал КС.

В 2012 году выборы губернаторов по инициативе президента Дмитрия Медведева вернулись в регионы. Но не все – их нет в республиках Северного Кавказа.

Смертная казнь: и есть, и нет

В 2009 году КС окончательно признал невозможность назначения наказания в виде смертной казни, хотя в Уголовном кодексе РФ смертная казнь как исключительная мера наказания до сих пор присутствует.

Первый шаг к этому был сделан в 1997 году, когда Россия подписала протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В нем говорилось о полной отмене смертной казни в мирное время.

Однако протокол не ратифицирован до сих пор, поэтому официально силы не имеет.

Россия связана и Венской конвенцией, которая требует не предпринимать действий, противоречащих протоколу, пока не будет отозвана подпись.

Но еще за год до протокола, в 1996 году, в России суды де-факто перестали назначать смертную казнь.

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Валерий Зорькин во время пасхального богослужения в 1993 году

Дело в том, что привести приговор в исполнение можно, только если президент отказал в помиловании.

Борис Ельцин после вступления в Совет Европы в 1996-м издал указ о сокращении применения смертной казни – а позже и просто перестал рассматривать прошения осужденных.

В 1999 году КС вынес постановление, согласно которому вынесение смертных приговоров неконституционно в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны.

В 2010 году присяжные появились в последнем регионе – Чечне.

И после этого Верховный суд России обратился в КС за разъяснением – можно ли теперь выносить смертные приговоры, ведь статья об этом виде наказания осталась как в Уголовном кодексе, так и в Уголовно-исполнительном.

В определении от 19 ноября 2009 года КС однозначно заявил: из-за длительного фактического моратория на смертную казнь в стране сформировались “устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни” и происходит “необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни”.

Введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории России не означает возможность применения смертной казни, в том числе по приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных, решили судьи КС.

Тем самым они поставили точку в этом вопросе. Хотя в последние годы периодически появлялись предложения вернуть смертную казнь для военных преступников, педофилов и коррупционеров, однако никаких законодательных действий в этом направлении не предпринималось.

Суд присяжных для женщин и несовершеннолетних

Реформа суда присяжных в России продолжается до сих пор.

В 2013 году поправками в закон в доступе к суду присяжных фактически отказали трем категориям, для которых запрещено назначение пожизненного срока: несовершеннолетним, женщинам и мужчинам старше 65 лет.

По принятому тогда закону присяжные не рассматривали дела, в которых нельзя назначить пожизненное заключение – а пожизненное заключение не назначается женщинам и несовершеннолетним как слишком суровое.

Важные изменения внесло постановление КС в 2016 году.

22-летняя Алена Лымарь, которую признали виновной в убийстве своей дочери-младенца, обратилась с жалобой о том, что судья отказал в рассмотрении ее дела судом присяжных.

В итоге КС постановил, что лишение женщин права на суд присяжных приводит к дискриминации, “так как не гарантирует им равную с мужчинами систему защиты своих прав и свобод и ограничивает доступ к правосудию”. Дело Лымарь отправили на пересмотр.

Однако в 2014 году обвиняемый в убийстве и изнасиловании несовершеннолетний Вадим Филимонов не смог добиться рассмотрения дела судом присяжных. КС отметил, что несовершеннолетние могут не понимать разницу между судом присяжных и разбирательством в обычном суде. Обжаловать приговор присяжных по существу нельзя – в отличие от приговора профессионального судьи.

Правда, судьи КС отметили, что в отдельных случаях Госдума “может предоставить подсудимым по определенным категориям дел право ходатайствовать о передаче своего дела из районного суда в вышестоящую инстанцию для рассмотрения с участием присяжных заседателей”.

Пересмотр дела Дадина

К отмене в 2017 году приговора оппозиционера Ильдара Дадина, признанного виновным в повторных нарушениях на митингах, привело именно решение Конституционного суда.

Правообладатель иллюстрации Serebryakov Dmitry/TASS Image caption Дадин признавался, что не ожидал, что отмена решения будет столь быстрой

В декабре 2015 года активиста первым осудили по статье 212.1 Уголовного кодекса России о неоднократном нарушении правил проведения уличных мероприятий – его приговорили к трем годам лишения свободы. Так произошло, потому что у него на счету уже было несколько административных правонарушений – и суд решил, что их повторение влечет уголовное наказание.

10 февраля 2017 года КС признал, что приговор Дадину был вынесен с нарушениями, хотя в целом назвал статью конституционной. Но нашел в ней неточности, а дело Дадина отправили на пересмотр.

В частности, решил КС, не было установлено, умышленно ли активист совершил нарушение – ведь статья сопряжена именно с такой формой вины.

Сам факт предыдущих наказаний в административном порядке, которые даже не успели вступить в силу, не служит доказательством вины.

КС также посчитал, что наказание Дадина слишком суровое, ведь митинг не принес в итоге существенного вреда чему-либо или кому-либо.

Спустя 12 дней после решения КС Верховный суд отменил приговор оппозиционеру. Об отмене приговора, кроме защиты, ходатайствовала тогда и прокуратура.

Что дальше?

В Конституционном суде под председательством Зорькина сейчас насчитывается 16 судей, хотя законом установлено, что их должно быть 19.

В 2010 году заявление об уходе с должности написал судья Анатолий Кононов, указав причиной “несогласие с нарушением принципа независимости судей со стороны исполнительной власти России”.

Годом ранее судья КС Владимир Ярославцев выступил с обвинениями коллег в “службе исполнительной власти”. “Я чувствую себя среди руин правосудия”, – заявил он испанской газете El Pais. Ярославцев до сих пор остается судьей КС.

Вероятнее всего, президент Путин хочет назначить на вакантные места лояльных ему людей, но сделает это после выборов в случае своей победы, считает федеральный судья в отставке, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия факультета права Высшей школы экономики Сергей Пашин.

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Занять кресло председателя бессрочно Зорькин смог из-за поправок в закон, инициированных Медведевым

По мнению эксперта, вероятным кандидатом на одну из судейских должностей в КС продолжает оставаться премьер Медведев. “Главное – это принцип преданности”, – считает Пашин.

Зорькин оказался единомышленником Путина и в противостоянии с Западом. Он всегда выступал за приоритет национального права над международным. Составной частью правовой системы России являются общепризнанные нормы международного права и международные договоры, но конституция имеет высшую юридическую силу, объяснял он.

Именно этот подход применил КС, разрешив не выплачивать акционерам компании ЮКОС компенсацию 1,9 млрд евро после решения Европейского суда по правам человека. “Россия вправе отступить от наложенных на нее обязанностей, если это единственный способ не нарушить конституцию”, – сказал тогда глава КС.

С жалобой на решение ЕСПЧ в КС обращался российский минюст, который и должен был выплачивать компенсацию. Суд в итоге решил, что толкование конвенции о защите прав человека и основных свобод, данное ЕСПЧ, идет вразрез с положениями российской конституции.

Игнорировать решения ЕСПЧ Конституционному суду разрешил Путин, инициировав поправки в закон о КС.

На 74-летнего Зорькина не распространяется норма закона о предельном возрасте для судьи, который составляет 70 лет. В 2010 году Медведев, занимавший тогда пост президента, внес поправки в закон о КС, позволяющие председателю бессрочно занимать свою должность.

То же самое касается и председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева – в отношении него аналогичные поправки были внесены в 2012 году.

В этом году Лебедеву, как и Зорькину, исполнится 75 лет.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-42870351

Конституционный суд российской федерации

КС РФ

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа.

В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики.

Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд.

В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР.

Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание.

Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один.

В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

12 декабря 1993 году – день создания новой Конституции РФ.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится:

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

– конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

– международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

– ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем:

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.

3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его “зам” не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

Решения КС РФ:

1. Принимаются при условии проведения открытого ания. В процессе ания производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае ания по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей . В частности,  обязательное условие – не менее 2/3 судей при исполнении на момент ания.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от ания. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство .

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.3. Данные о сторонах спора.4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.6. Требование, которое имело место в обращении.

7. Обстоятельства, установленные судом.

8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.

10. Решение.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/11066-konstitucionnyy-sud-rossiyskoy-federacii

Знаковые решения КС РФ и ВС РФ по вопросам трудового законодательства. Обзор

КС РФ

В 2018 году Конституционный Суд РФ выпустил три важных постановления, а Верховный Суд РФ определил признаки трудовых отношений и особенности увольнения работников. Внимание на выводы в статье. Возможно, придется изменить подходы в работе, чтобы избежать трудовых споров.

Кадровое делопроизводство

Профпереподготовка в Контур.Школе

Программа

Определения Верховного Суда РФ (ВС РФ) – это решения по «обычным» спорам между работниками и работодателями, а не акты толкования и применения права. Несмотря на то что судебная практика не признается источником российского права, суды общей юрисдикции учитывают знаковые решения ВС РФ при рассмотрении аналогичных трудовых споров.

Постановления Конституционного Суда РФ (КС РФ) – это акты прямого действия, окончательные, вступают в силу со дня официального опубликования, обжалованию не подлежат. Учитывать в работе обязательно.

Оплата работы в выходные или нерабочие праздничные дни

КС РФ определил смысл ч. 1 ст. 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни» (Определение Конституционного суда РФ от 28.06.2018 № 26-П): при установлении размера заработной платы работодатель должен учитывать не только количество и качество труда, но и условия работы.

КС РФ разъяснил, как оплачивать труд работников, зарплата которых помимо месячного или должностного оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты.

Оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени должна включать не только тарифную часть заработной платы, но и все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В Постановлении № 26-П КС РФ закрепил такой подход общеобязательным при исчислении оплаты за работу в выходные или нерабочие праздничные дни. Иное истолкование ст. 153 ТК РФ в правоприменительной практике исключено.

Вывод: с 29 июня 2018 года — с даты официального опубликования Постановления КС РФ № 26 — при оплате работы в выходные или нерабочие праздничные дни учитывайте не только тарифные ставки, оклады, но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда.

Неиспользованные отпуска не сгорают, работник имеет право на компенсацию за неиспользованный отпуск в полном объеме

В КС РФ обратились несколько уволенных работников, получивших компенсацию за неиспользованный отпуск не в полном объеме, а за последние полтора года.

Работодатели и суды общей юрисдикции по-своему поняли норму п.1 ст. 9 Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках». В ней сказано, что непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 14 дней предоставляется и используется в течение года. Остаток — в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск, не позже.

КС РФ отметил, что Конвенция МОТ № 132 не ограничивает срока, в течение которого работник может обратиться в суд с требованием взыскать компенсацию. Работники имеют право на компенсацию за все неиспользованные отпуска. И не важно, сколько времени прошло с окончания рабочего года, за который предполагался неиспользованный полностью либо частично отпуск.

Вывод: помните, что трудовое законодательство не разрешает накапливать задолженность по отпускам. Предоставляйте оплачиваемые отпуска ежегодно (ч. 1 ст. 122 ТК РФ). В ст.

124 ТК РФ указаны причины, по которым можно перенести отпуск в рабочем году или на другой год. ТК РФ запрещает не предоставлять отпуска в течение двух лет подряд.

Если работодатель нарушает эти нормы и не предоставляет работникам отпуска, при увольнении он обязан выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска.

Новые профстандарты и требования к квалификации — не основание для увольнения

В КС РФ обратилась работница, уволенная с должности воспитателя детского сада из-за несоответствия новым требованиям к образованию, установленным законом и профессиональным стандартом. Ее уволили по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, несмотря на большой опыт работы.

КС РФ такую практику не поддержал и отметил: «… цель введения профессиональных стандартов, так и их предназначение не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций» (Постановление КС РФ от 14.11.2018 № 41-П).

При принятии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что работодатели будут требовать наличие профессионального образования у педагогических работников, которые уже в трудовых отношениях и успешно осуществляют профессиональную деятельность. Подразумевается, что вопрос о продолжении профессиональной деятельности надо решать с учетом длящегося характера трудовых отношений. Проводят аттестацию и оценивают, способен ли работник выполнять порученную ему работу.

Ранее Минтруд России в Письме от 22.04.2016 № 14-3/В-381 также разъяснял, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием увольнять работников.

Однако по итогам проверок прокуратуры работодатели получали распоряжение уволить работников, у которых квалификация не соответствует требованиям закона.

Поэтому Постановление КС РФ № 41-П важно для правоприменительной практики.

Отличие трудовых отношений от гражданско-правовых

С 1 января 2015 года установлена административная ответственность за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ст. 5.

27 КоАП РФ). Как разграничить трудовые отношения и гражданско-правовые? В законе четких правил нет. Ориентируйтесь на Определение ВС РФ от 22.10.2018 № 56-КГ18-29.

Характерные признаки трудовых отношений:

  • стороны достигли соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;
  • работник подчиняется действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы, сменности;
  • работодатель обеспечивает условия труда;
  • работник выполняет трудовую функцию за плату;
  • работник выполняет работу в соответствии с указаниями работодателя;
  • работодатель признает права работника на еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
  • работодатель оплачивает расходы, связанные с поездками работника в целях выполнения работы;
  • работник периодически получает выплаты, которые являются для него единственным или основным источником доходов;
  • работодатель предоставляет инструменты, материалы и механизмы.

Недопустимо включать в договор гражданско-правового характера наименование должностей, специальностей, профессий. Косвенный признак трудовых отношений — в договоре прописаны условия труда исполнителя, подрядчика или агента.

В другом Определении ВС РФ от 10.09.2018 № 80-КГ18-9 рассмотрены ключевые отличия трудового договора от договора возмездного оказания услуг:

  • предмет договора — исполнитель или работник выполняет не конкретную разовую работу, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица — работника. По трудовому договору важен процесс исполнения этой трудовой функции, а не оказанная услуга;
  • самостоятельность исполнителя — по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя;
  • риск — по договору возмездного оказания услуг исполнитель работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного со своим трудом.

Вывод: избегайте признаков трудовых отношений в гражданско-правовом договоре. При заключении гражданско-правового договора учитывайте признаки трудовых отношений, названные в ст. 15 ТК РФ, и сложившуюся судебную практику, характеризующую отличия трудового договора от договора гражданско-правового характера.

Работник может отозвать свое согласие на работу в новых условиях

Трудовой кодекс предусматривает два способа внести изменения в трудовой договор:

  • по соглашению сторон, оформленному в письменной форме (ст. 72 ТК РФ);
  • по инициативе работодателя в одностороннем порядке (ст. 74 ТК РФ).

Работодатель может изменить условия по своей инициативе только, если есть причины организационного или технологического характера, и при трудовом споре он может доказать, что невозможно сохранить прежние. Если это действительно так, можно переходить к процедуре, указанной в ст. 74 ТК РФ:

  • уведомить работника о предстоящих изменениях условий трудового договора и причинах, которые вызвали такую необходимость, не позднее чем за два месяца до этого (ч. 2 ст. 74 ТК РФ);
  • в письменной форме предложить работнику другую имеющуюся работу в соответствии с ч. 3 ст. 74 ТК РФ, если работник не согласен работать в новых условиях.

В Определении от 15.10.2018 № 5-КГ18-187 ВС РФ разбирал вопрос, может ли работник передумать и отказаться от работы в новых условиях, если ранее выразил свое согласие? Да, может, в пределах двухмесячного срока (ст. 74 ТК РФ). Если лишить работника такого права, это может ограничить его трудовые права.

Вывод: о предстоящем изменении условий трудового договора работодатель обязан предупредить работника за два месяца. Если работник отозвал свое согласие на работу в новых условиях в течение этого срока, работодатель обязан это учесть.

Приказ на увольнение по дисциплинарному основанию

В 2018 году ВС РФ в Определениях от 12.03.2018 № 18-КГ17-290 и от 02.07.2018 № 10-КГ18-6 разъяснил, что в приказе об увольнении работодателю обязательно нужно указывать, какой проступок стал поводом для взыскания и когда он был совершен. Если этой информации в приказе нет, судьи не могут определить, была ли в действиях работника неоднократность проступков, какие нарушения он совершил.

Вывод: при оформлении приказа на увольнение работника за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей указывайте, какие нарушения дисциплины труда послужили основанием к увольнению.

Чтобы уволить работника по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, нужно соблюдать порядок его привлечения к ответственности. Поэтому в приказе об увольнении необходимо указать суть конкретных нарушений работником трудовых обязанностей.

По трудовым спорам, связанным с увольнением работников по дисциплинарным основаниям, судьи обращают внимание не только на процедурную часть (выполнение порядка применения дисциплинарного взыскания и сроков их применения), но и на содержательную.

В соответствии с ч. 5 ст. 192 ТК РФ работодатель обязан учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства при которых он был совершен, а в п. 53 Постановления Пленума Верховного суда от 17.03.2004 № 2 отмечается необходимость учитывать еще и предыдущее поведение работника, его отношение к труду.

Вебинары для бухгалтеров и кадровиков

Лекции с экспертами-практиками, ответы на вопросы, тестирование

Расписание вебинаров

Так, в судах общей юрисдикции проверяют, наступили ли для работодателя неблагоприятные последствия в связи с нарушением работником трудовой дисциплины, выясняют, как длительно работник состоит в трудовых отношениях с работодателем, нарушал ли дисциплину ранее.

Только при подтверждении данных обстоятельств принимается решение о правомерности или неправомерности применения работодателем дисциплинарного взыскания. См., например, Апелляционное определение Приморского краевого суда от 21.08.

2018 по делу № 33-7831/2018, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.02.2018 по делу № 11-2275/2018

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1662

Конституционный суд РФ. Досье

КС РФ

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 января 2018 года Совет Федерации РФ назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок. Он возглавляет КС с 1991 года с перерывом в 1993-2003 годах.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и полномочиях Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ – высший, “самостоятельный и независимый”, судебный орган конституционного контроля. Его деятельность связана не с применением законодательных норм, а с обеспечением их соответствия Конституции. В своих решениях суд предлагает свое понимание определенных положений основного закона, обязательное для всех государственных органов власти в России.

Полномочия, порядок формирования и деятельность КС регулируются Конституцией (ст. 125, 128) и федеральным конституционным законом “О Конституционном суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 года.

История КС РФ

Предшественником Конституционного суда РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон “О конституционном надзоре в СССР” и избрал председателем Комитета директора Института философии и права Уральского отделения АН СССР Сергея Алексеева.

Комитет должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора и главного государственного арбитра СССР и др. В декабре 1991 года этот орган прекратил свое существование.

12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил закон “О Конституционном Суде РСФСР”. 30 октября 1991 года состоялось его первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года – первое заседание, на котором был признан неконституционным указ президента Бориса Ельцина, объединявший в одно ведомство министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда (слушания длились почти полгода) стала проверка конституционности указов президента РСФСР, которыми в августе 1991 года были приостановлены, а затем прекращены деятельность компартий Советского Союза и РСФСР.

В рамках этого же дела суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР.

В итоге КС принял компромиссное решение: он признал, что сращивание партийных структур с госвластью недопустимо, одновременно указав на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение людей с теми или иными убеждениями.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ уточнил статус суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями действующую Конституцию РФ.

21 сентября 1993 гожа Ельцин подписал указ №1400 “О поэтапной конституционной реформе”, предусматривающий роспуск Съезда народных депутатов, Верховного совета и местных советов в регионах.

Согласно данному акту, действие Конституции РФ в части, противоречащей указу, “прекращалось”.

В тот же день Конституционный суд опубликовал свое заключение, в котором указ президента был признан незаконным, а полномочия главы государства – прекращенными в связи с нарушением им основного закона.

7 октября 1993 года Ельцин приостановил деятельность КС. После принятия нового основного закона в декабре 1993 года суд был реорганизован. 21 июля 1994 года был принят федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”, определивший его статус и полномочия.

Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Также был расширен судейский состав – с 15 до 19 человек. Новый состав КС был назначен Советом Федерации в феврале 1995 года.

В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с 12 до 15 лет. В марте 2005 года в закон были внесены поправки, которые установили, что полномочия судей ограничены не сроком, а возрастом: со дня назначения и до достижения 70 лет.

23 декабря 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о переезде Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. В столице было организовано представительство КС. Первое заседание суда после переезда состоялось 27 мая 2008 года в здании Сената.

В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители стали назначаться Советом Федерации по представлению главы государства (ранее они избирались на эти должности судьями КС). Срок их полномочий был увеличен с 3 до 6 лет. Кроме того, была ликвидирована должность судьи-секретаря и введена новая – второго заместителя председателя КС.

В 2014 году была расширена компетенция КС в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения противоречий между российским законодательством и международными правовыми актами.

В 2015 году КС установил порядок включения правовых норм, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Суд установил, что решения ЕСПЧ в случае их противоречия российской Конституции не подлежат исполнению.

Полномочия КС

Конституционный суд полномочен проверять на соответствие конституции все законодательные и нормативные акты высших органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, в том числе подписанные, но не вступившие в силу международные договоры. Такие проверки проводятся по запросам президента и правительства, одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.

КС принадлежит право разрешать споры о компетенции между государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении таких споров обладает любой из участвующих в нем органов госвласти.

По запросу президента, Федерального собрания, правительства и органов законодательной власти регионов КС дает толкование конституции.

По жалобам граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в каждом конкретном случае.

Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно ст. 104 основного закона, КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, по запросу президента или Верховного суда он проверяет конституционность проведения референдума в России.

Постановления КС являются окончательными и обжалованию не подлежат. Они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судьи КС

Конституционный суд, согласно ст. 128 основного закона, состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Вопрос о назначении судьи рассматривается Советом Федерации в течение двух недель с момента получения представления президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным анием большинством сенаторов.

Главой суда является его председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению президента из числа действующих судей КС сроком на шесть лет. Таким же образом назначаются два его заместителя.

Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. На председателя положение о предельном возрасте не распространяется.

Согласно закону, полномочия судьи Конституционного суда могут быть прекращены по личному заявлению об отставке, из-за утраты российского гражданства, после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи.

А также в случае совершения поступка, “порочащего честь и достоинство судьи”, занятия предпринимательской деятельностью, неучастия в заседаниях КС или уклонения от ания свыше двух раз подряд без уважительных причин, неспособности по состоянию здоровья или другим причинам в течение десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи и др.

Решение о прекращении полномочий судьи принимается самим Конституционным судом.

Аппарат КС

В аппарат Конституционного суда входят: секретариат, управление государственной службы и кадров, финансовое управление, управление делами, представительство Конституционного суда в Москве и др. Для обеспечения деятельности руководства КС и судей также созданы секретариаты председателя и его заместителей, а также аппараты судей.

Согласно данным Росстата на конец 2016 года, численность сотрудников аппарата Конституционного суда РФ составляла 233 человека, их среднемесячная зарплата – 136 тыс. руб.

Официальный сайт КС – http://www.ksrf.ru.

Источник: https://tass.ru/info/4918615

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: