Новый вариант регламентации ответственности за преступления в таможенной сфере

Содержание
  1. Уголовная ответственность за таможенные преступления, за нарушение правил, за неуплату платежей
  2. Нормативное регулирование
  3. Уголовная ответственность за таможенные преступления
  4. В чем она заключается
  5. Виды наказаний
  6. Процедура
  7. Административные таможенные правонарушения
  8. Административные правонарушения в области таможенного дела
  9. Ответственность за правонарушения в сфере таможенного законодательства
  10. Административный штраф за нарушение таможенных правил
  11. Производство по делам о таможенных правонарушениях
  12. Протокол таможни об административном таможенном правонарушении
  13. Определение о возбуждении дела о таможенном правонарушении
  14. Административное расследование правонарушений в сфере таможенного дела
  15. Постановление об административном правонарушении
  16. Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Уголовная ответственность за таможенные преступления, за нарушение правил, за неуплату платежей

Новый вариант регламентации ответственности за преступления в таможенной сфере

Каждая страна предусматривает ряд процедур, которые регулируют прохождение товаров через свою границу.

Сюда относят и процедуру их письменного оформления, поскольку каждый товар должен иметь сопроводительные документы и уплату обязательного платежа, которое взимается государством, нарушение таможенного контроля.

Как и любое преступление, такие действия должны носить виновный характер и быть общественно опасными.

Нормативное регулирование

Поскольку речь идет об уголовной ответственности за нарушения в сфере таможенного дела, все составы деяний, которые в этой сфере будут являться преступными, содержатся в Уголовном кодексе РФ.

Уголовный кодекс разбит на разделы, данный вид преступлений отнесен законодателем к экономическому виду. Составов преступления выделено всего пять и никакие иные действия не будут считаться преступлением, поскольку о них не будет упоминания в главном кодифицированном уголовном акте страны.

Другие деяния могут подпадать под иные виды ответственности, например, административную.

Таким образом преступлением в сфере таможенного дела являются:

Уголовная ответственность за таможенные преступления

Уголовная ответственность является самым тяжелым видом ответственности за таможенные преступления.

В таком случае необходима четкая квалификация действия лица, нарушающего нормы таможенного регулирования, чтобы можно было привлечь его к данному виду ответственности.
Деяния должны носить виновный характер, обладать признаком общественной опасности.

Это означает, что своими действиями виновное лицо должно причинить вред интересам других лиц или государства, или создать явную угрозу причинения.

Если же действия лица вызвали малозначительный вред или такой угрозы вообще не создали, действия не считаются преступлением. УК содержит очень размытую характеристику понятия «малозначительности», но таковую квалификацию должны давать компетентные органы в каждом конкретном случае.

В чем она заключается

Необходимо отметить, что ответственность за таможенное преступления — широкое понятие , включающее в себя и понятие «уголовное наказание». После совершения преступления к виновному могут быть применены меры ответственности, которые не будут сопровождаться реальным наказанием. Например, условное осуждение виновного или установление отсрочки от наказания.

Для каждого вида преступления в сфере таможенного регулирования четко прописан свой состав преступления. Он должен включать: объект (те правоотношения, на нарушение которых направлено преступное деяние), объективная сторона (действия иди уклонения от них), субъект (лицо, совершившее преступление) и субъективная сторона (как правило, это прямой умысел).

Таким образом, при наличии в действиях виновного состава преступления в сфере таможенного права, он будет привлечен к уголовной ответственности. Ему будет назначено одно из наказаний, предусмотренных УК РФ.

Виды наказаний

Вид уголовного наказания зависит от тяжести совершенного преступления и увеличивается в рамках отдельно взятой статьи. Практически в каждом составе предусмотрены квалифицирующие признаки преступления, которые ужесточают наказание. таким признаком, например, может быть совершение преступления должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору.

Отметим, что самым сложным и серьезным видом преступления считается контрабанда. Государства ведут планомерную работу по усилению мер ответственности за данный вид преступлений, поскольку часто преступники — это не единичные граждане, а целые преступные группы и синдикаты.
Меры ответственности можно разделить на группы:

  • материальные санкции — штрафы. Заключается в определении суммы штрафа, которую виновное лицо должно будет заплатить в пользу государства. Из анализа статей можно выделить диапазон штрафных санкций: от 100 тысяч до 1 миллиона рублей, в зависимости от вида и тяжести преступления;
  • иной вид материального наказания. Данный вид наказания рассчитывается исходя из заработной платы или иного дохода виновного лица. Виновный обязан будет оплатить в пользу государства сумму, которая будет составлять один из его доходов за определенный судом период: от 1 года до пяти лет. Как правило, такой вид наказания устанавливается лицам, совершившим преступления с использованием своего служебного положения;
  • Назначение к выполнению обязательных работ. Суд определяет временные рамки таких работ, исходя из тяжести совершенного претсупления;
  • Лишение свободы. Такое наказание предусмотрено для лиц, совершивших преступления, которые причинили серьезный вред интересам государства или иных лиц. Предусмотренные сроки: от одного года до двенадцати лет;
  • Конфискация имущества. Предусматривается как дополнительный вид наказания. Суд самостоятельно определяет необходимость ее применения при указании такой возможности в статье.

Процедура

Для скорейшего выявления и раскрытия преступлений в сфере таможенного права, на таможенные органы государством возложена функция проведения дознания. Наделение такой функцией органов таможни необходимо для более точного проведения данной стадии расследования претсупления, поскольку в этом случае специалист должен обладать рядом специфических знаний из области таможенного регулирования.

Для таких целей на всех таможнях и таможенных управления сформированы органы дознания и введены должности дознавателя. УПК РФ определяет «дознание» как стадию расследования уголовного дела, в ходе которой закрепляется вся нужная по делу информация и проводятся неотложные мероприятия.

После фиксации факта нарушения, таможенный дознаватель приступает к работе. результатом такой работы должно стать обвинительное заключение или его отсутствие. В этом случае им будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В обвинительном заключении должна быть указана информация о виновном,описан состав преступления, дана квалификация.

Затем обвинительное заключение дознаватель направляет в прокуратуру. Обязанность прокуратуры ознакомиться с материалами заключения и передать его в суд. При необходимости прокуратура проводит дополнительное следствие по делу.

Таким образом, преступление в сфере таможенного регулирования достаточно частое явление. УК РФ содержит пять составов, по которым лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в этой сфере.

Как и любое преступление, данный вид должен обладать всеми характерными признаками, которые выделяет УК РФ в общей части.Закон предусматривает различные виды наказаний за таможенные преступления, от штрафов до лишения свободы и конфискации имущества.

Для скорейшего расследования преступлений в таможенных органах созданы отделы дознания, которые являются певричным звеном.

Административная и уголовная ответственность в сфере внешнеэкономической деятельности описана в видео ниже:

Источник: http://uriston.com/tamozhennoe-pravo/pravonarusheniya/ugolovnaya-otvetstvennost-za-prestupleniya.html

Административные таможенные правонарушения

Новый вариант регламентации ответственности за преступления в таможенной сфере

Таможенным правонарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность, посвящена отдельная глава КоАП РФ. В составе этой главы Кодекса нарушениям таможенных правил выделено 24 статьи. Примечательно, что согласно статистике таможенных органов, большая часть дел об административных правонарушениях, возбужденных таможней, относится всего к 3 статьям.

Привлечение же к ответственности за нарушения таможенных правил по остальным статьям достаточно редкое явление. В каких же случаях таможня чаще всего привлекает к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела? Кого таможня привлекает чаще: физических или юридических лиц?

Административные правонарушения в области таможенного дела

Несмотря на то, что сфера административных правонарушений в таможенном деле достаточно узкая, по данной категории дел накоплена значительная правоприменительная практика.

Это объясняется, в том числе, и тем фактом, что привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства чаще всего касается случаев недекларирования либо недостоверного декларирования товаров и несоблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию ЕАЭС.

По статистике таможенных органов последних лет, порядка 50% дел об административных правонарушениях возбуждены именно по этим статьям: 16.2 и 16.3 КоАП РФ.

Также достаточно часто таможня возбуждает дела в следующих случаях:

  • при перемещении через границу физическим лицом наличных денежных средств без декларирования;
  • нарушения физическим лицом порядка временного ввоза или вывоза транспортных средств;
  • непредставление юридическими лицами в таможенный орган отчетности (например, при несдаче статистической формы о перемещении товаров через границу ЕАЭС)

Остальные статьи Кодекса, посвященные нарушениям таможенного законодательства, на практике применяются довольно редко. К ответственности за нарушения в сфере таможенного дела могут быть привлечены как физические или юридические, так и должностные или неустановленные лица.

Соотношение количества дел об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц практически равное. В отношении неустановленных лиц таможня возбуждает дела, как правило, лишь в 1-2% случаев от общего количества дел.

Административная ответственность за таможенные правонарушения для разных категорий лиц отличается.

Ответственность за правонарушения в сфере таможенного законодательства

Положениями Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность лиц за нарушения таможенных правил. В большинстве случаев речь идет об административном штрафе.

Помимо штрафа, в качестве меры административного наказания, применяется и конфискация товара.

При определении ответственности лица за нарушение, таможня руководствуется совокупностью факторов, поэтому санкции штрафа и конфискации могут применяться как раздельно, так и совместно.

Наиболее распространенной мерой административного наказания по таможенным делам является таможенный штраф.

Административный штраф за нарушение таможенных правил

В случае привлечения лица к административной ответственности в области таможенного законодательства наиболее частой санкцией со стороны таможни является назначение административного штрафа. Размер штрафа может быть как фиксированным, так и варьирующимся в зависимости от стоимости товара, который стал предметом административного правонарушения.

Именно размер штрафа вызывает опасения у лица, привлекаемого таможней к административной ответственности. Например, при привлечении лица к административной ответственности по ст. 16.

2 КоАП РФ – недекларирование либо недостоверное декларирование товаров – размер административного штрафа привязан к стоимости незадекларированного либо недостоверно задекларированного товара: штраф составит сумму от половины до двукратной стоимости товара.

Причем размер таможенного штрафа по данной статье одинаков как для физических, так и для юридических лиц.

Рекомендуем ознакомиться – “Что нужно декларировать при въезде и выезде из России?”

Очевидно, что при стоимости спорного товара, например, в 100 тысяч рублей, грозящий штраф в размере от 50 до 200 тысяч рублей – достаточно серьезный повод для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

По статьям, предусматривающим фиксированный размер штрафа, гражданам, как правило, назначается штраф на порядок меньший, чем юридический лицам.

Так, например, таможенный штраф для физических лиц за незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами составляет сумму от 1500 до 2500 рублей, а для юридических лиц – от 50000 до 300000 рублей.

С недавнего времени стала возможна оплата таможенного штрафа через «Госуслуги».

В отдельных случаях возможна оплата таможенного штрафа со скидкой. Оплата таможенного штрафа с 50% скидкой на данный момент возможна только по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена 12 главой КоАП РФ.

Оплата административного штрафа с 50% скидкой в течение 30 дней с момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, например, за недекларирование или недостоверное декларирование товаров, невозможна.

Вынесению штрафа, как мере административного наказания за правонарушения в сфере таможенного дела, предшествует комплекс мероприятий таможенных органов по ведению производства по административному делу.

Производство по делам о таможенных правонарушениях

Производством по делам об административных правонарушениях, как правило, занимается ОАР таможни – отдел административных расследований. Действующим законодательством Российской Федерации установлено 3 формы ведения производства по делам об административных правонарушениях:

  • общий порядок административного производства;
  • специальный порядок;
  • упрощенный порядок

Решение об избранной форме производства остается за лицом, наделенным правом возбуждать дела об административных правонарушениях в данной сфере.

Можно сказать, что на практике в отношении юридических лиц обычно применяется специальный порядок производства, в то время как в отношении физических лиц – общий или упрощенный порядок.

Каждой форме административного производства соответствует тот или иной процессуальный документ:

  • протокол об административном таможенном правонарушении;
  • определение о возбуждении дела об административном таможенном правонарушении;
  • постановление о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, постановление-предупреждение

Протокол таможни об административном таможенном правонарушении

Общий порядок административного производства по таможенным делам предполагает вынесение таможенным органом протокола об административном таможенном правонарушении. Протокол таможней может быть вынесен немедленно в момент выявления факта предполагаемого правонарушения либо составлен в ходе административного расследования.

По своей сути, таможенный протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором зафиксированы все обстоятельства совершения правонарушения, доказательства факта его совершения и вины лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.

По результатам рассмотрения протокола уполномоченным лицом таможни выносится уже постановление о привлечении лица к ответственности.

В отличие от общего порядка административного производства по таможенным делам, в рамках которого оно сводится к протоколу и постановлению, специальный порядок предусматривает вынесение не протокола, а определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Определение о возбуждении дела о таможенном правонарушении

Вынесение таможней определения об административном правонарушении означает избрание инспектором специального порядка ведения производства по делу об административном правонарушении.

Определение таможенного органа о возбуждении административного дела предполагает, что для установления всех обстоятельств дела необходимо проведение административного расследования таможенного правонарушения.

Административное расследование правонарушений в сфере таможенного дела

Расследование административных правонарушений таможенными органами требует времени для установления всех фактов совершения правонарушения. Сотрудники ОАР таможенного органа в рамках производства по делу предпринимают меры по проверке и установлению всех обстоятельств совершенного административного правонарушения, к таким мерам, в частности, могу относиться:

  • изъятие проб и образцов товара;
  • полное изъятие или арест товара;
  • проведение товароведческой экспертизы (например, для оценки стоимости товара с целью установления размере штрафа);
  • вызов лица для участия в составлении протокола об административном таможенном правонарушении

При проведении административного расследования инспектор таможни должен четко установить все составляющие правонарушения:

  • объект правонарушения – те общественные отношения, в отношении которых было направлено деяние;
  • субъект правонарушения – лицо, виновное в совершении правонарушения в области таможенного дела;
  • объективная сторона – место, время, способ совершения противоправного деяния;
  • субъективная сторона – вина и умысел субъекта при совершении административного правонарушения в сфере таможенного дела

Очевидно, что в ходе административного расследования лицу, привлекаемому таможней к ответственности, необходимо представить свою правовую позицию, при необходимости направить письменные пояснения и ходатайства в таможню.

Непредставление своей правовой позиции по делу грозит не только максимальными штрафами, но и существенно снижает шансы на успех при дальнейшем судебном обжаловании.

Так, например, при проведении таможенной экспертизы товар нередко оценивается в стоимость, значительно превышающую рыночную, что в конечном итоге может существенно увеличить и размер штрафа по делу. Соответственно, в процессе административного расследования необходимо внимательно знакомиться со всеми имеющимися в материалах дела документами и при необходимости реагировать на их содержание.

Как правило, фактический срок расследования составляет 2-4 месяца. Максимальный же срок проведения административного расследования по законодательству не может превышать 6 месяцев.

По результатам проведения расследования таможенным органом выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Постановление об административном правонарушении

Постановление таможенного органа о привлечении к административной ответственности – процессуальный документ, в рамках которого определяется мера наказания за совершенное таможенное правонарушение. Постановление таможни ставит точку в проведении административного расследования и рассмотрения дела.

При упрощенном порядке производства по делу по отдельным видам административных правонарушений таможня имеет право сразу выносить постановление-предупреждение.

Данная возможность предполагает отсутствие общественной опасности, признания вины лицом, привлекаемым к ответственности, и его готовность оплатить таможенный штраф на месте (при условии, что мерой административного наказания является штраф).

К таким случаям относятся, в частности, административные правонарушения по ст. 16.5 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела несогласно с фактом его привлечения или с избранной ему таможней мерой административного наказания по делу, постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано.

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Обжалование постановления таможни о привлечении к административной ответственности возможно в течение 10 дней с даты фактического получения текста постановления, то есть ознакомления с текстом.

При обжаловании постановления таможенного органа следует учесть тот факт, что успех обжалования во многом будет зависеть от качества проведенного таможней ранее административного расследования по делу.

В отдельных случаях допущенные таможенными органами ошибки в ходе производства по делу об административном правонарушении позволяют признать постановление незаконным и отменить его.

При этом отметим, что качество работы таможни в последние годы значительно выросло, процессуальных ошибок и недочетов практически не допускается, в связи с чем при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности чаще всего работа юристов направлена на меру наказания.

Практически по всех случаях обжалования постановления таможни нашими юристами, им удается добиться назначения либо минимально возможного штрафа либо штрафа «ниже низшего», то есть ниже минимального значения, установленного законодательством.

Результативность обжалования и успех ведения дела об АП на таможне также во многом зависит от действий лица, привлекаемого к административной ответственности, предпринятых им на этапе расследования.

Очевидно, что участие опытного таможенного юриста на этапе ведения производства по делу в таможне значительно повышает шансы как на дальнейшее обжалование, так и на назначения таможней минимально возможного наказания.

В ряде случае, например, при неуплате в результате недостоверного декларирования товаров таможенных платежей на сумму свыше 2 миллионов рублей, помимо административной ответственности, лицу грозит и привлечение к уголовной ответственности.

Вне зависимости от тяжести грозящих последствий возбуждение дела об административном правонарушении в сфере таможенного законодательства – серьезный повод внимательно отнестись к участию в нем.

Помимо финансовых потерь в виде штрафа, а иногда и конфискации товара, привлечение к ответственности в сфере таможенного дела может повлечь за собой неочевидные негативные последствия в будущем, такие как, например, повторность привлечения.

Источник: https://xn--80aeai2cdh2i.xn--p1ai/articles/administrativnye-tamozhennye-pravonarusheniya/

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: