Уголовная и уголовно-процессуальная политика сегодня реально отсутствуют

Уголовная и уголовно-процессуальная политика сегодня реально отсутствуют – Права россиян

Уголовная и уголовно-процессуальная политика сегодня реально отсутствуют

Действующее в России уголовно-процессуальное право является результатом длительных и непростых преобразований. Историческое развитие общества и государства происходит одновременно со становлением институтов, регламентирующих процедуру возбуждения, рассмотрения и разрешения уголовных дел.

Демократические идеи, связанные с защитой прав и свобод каждой личности, могут быть реализованы в полной мере, только если основу процесса судопроизводства составляют принципы гуманности, справедливости и законности.

Государственная уголовно-процессуальная политика выражается в двух сферах:

  • 1. законотворчество;
  • 2. правоприменительная деятельность компетентных органов.

В современной России идеологическую направленность борьбы с преступностью и защиты личности от необоснованного обвинения определяют принципы уголовного судопроизводства.

Уровень развития общества, различные социально-экономические и политические факторы предопределяют тенденции реформирования системы норм, регламентирующих деятельность по возбуждению, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Наличие властного начала в соответствующих принципах права, несомненно, является определяющим в законотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Только при непосредственном закреплении в Уголовно-процессуальном кодексе РФ принципы данной отрасли права отражают реальную политику государства. Идеи-принципы уголовного процесса должны быть сформулированы законодательно и в доступной для восприятия форме.

уголовно-процессуальной политики государства заключается в предвидении должной организации судопроизводства и стремлении реализовать это предвидение. Идеи, не имеющие государственно-властного характера, не должны влиять на порядок и процедуру уголовного процесса.

Безусловно, правомерен вывод о том, что уголовно-процессуальная политика производна от уголовной политики и непосредственно связана с ней. В то же время, следует иметь в виду, что уголовно-процессуальная политика – это самостоятельная сфера правовой деятельности Российской Федерации.

Уголовно-процессуальная политика полностью зависит от власти в государстве. Меняется власть – меняются содержание и формулировки принципов. Если сильна власть, то уголовно-процессуальная политика будет представлена системой ясных и эффективных норм и правил. Слабая же власть не может порождать ничего, кроме бессистемных, малопонятных и противоречивых, идеологизированных суждений.

Таким образом, направленная на повышение качества и эффективности норм права уголовно-процессуальная политика государства – это система законодательно сформулированных основополагающих начал уголовного процесса, реализуемых в практике судопроизводства.

Система принципов уголовного процесса выражает общественно-политическую направленность государства, даже если она открыто не декларируется. Рассмотрим, как основополагающие начала уголовного судопроизводства реализуется в УПК РФ.

Например, формулировка принципа уважения чести и достоинства каждой личности, отраженная в статье 9 УПК РФ, имеет определенные недостатки, поскольку в ней не перечислены органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу, которым запрещено каким бы то ни было образом унижать человека. Ничего не говорится и о том, что никто не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия, хотя это указано в части 2 статьи 21 Конституции РФ.

Формулировка принципа неприкосновенности личности, содержащаяся в статье 10 УПК РФ, также признана неудачной многими учеными.

В кодексе говорится, что любое лицо может быть задержано без судебного решения на срок до 48 часов.

Хотя законодатели презюмировали требование законности заключения человека под стражу, в УПК РФ не содержится нормы об обязательной обоснованности задержания, с чем трудно согласиться.

Согласно статье 51 Конституции России, никто не обязан свидетельствовать против:

  • 1. себя самого;
  • 2. своего супруга или супруги;
  • 3. близких родственников, круг которых определен федеральным законом.

Эта конституционная норма была истолкована рядом ученых-юристов как новый принцип уголовного процесса. Закрепление свидетельского иммунитета в основном законе нашей страны – это важный элемент демократизации и гуманизации не только уголовного процесса, но и российского общества в целом.

Однако, конституционное положение о праве подозреваемого, его супруга и близких родственников не давать свидетельских показаний не нашло отражения в действующей редакции УПК РФ.

Page 3

Уголовно-процессуальная политика государства осуществляется через формирование соответствующего законодательства и правоприменительной практики. Поэтому эффективность реализуемой политики напрямую зависит от профессионализма законодателей.

Деятельность по разработке и принятию нормативных актов чрезвычайно сложна, особенно если речь идет о таком важном документе, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Частые и быстрые изменения норм права, исключение одних и добавление других законодательных требований порождают в гражданах неуверенность в правильности действующих законов, могут привести к несоблюдению установленных требований.

За годы, прошедшие после принятия действующего УПК РФ в 2001 году, законодатели множество раз вносили изменения и дополнения в кодекс.

Свои существенные коррективы в текст документа внес и Конституционный суд России. Однако в ныне действующем УПК РФ еще имеются недостатки, которые необходимо устранить.

Речь идет о противоречиях между отдельными нормами, а также о юридически неточных формулировках.

Например, кодексом значительно расширены процессуальные права следователей и дознавателей. Процедура отмены принятых ими незаконных или необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела чрезвычайно сложна, в то время как прокуроры полностью лишены возможности возбуждать уголовные дела.

Прокурор способен лишь отменить незаконное и необоснованное постановление дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, не имея права отменить такое же постановление следователя.

Поэтому признание прокурором отказа дознавателя или следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным может быть проигнорировано начальником органа дознания или руководителем следственного отдела полиции.

Кроме того, по мнению многих ученых-юристов, законодателям необходимо внести изменения в УПК РФ, дополнив его нормой о том, что любое постановление судьи, вынесенное по итогам рассмотрения ходатайств органов предварительного расследования на проведение следственных действий или избрание меры пресечения, должно быть мотивировано. Точно также должны быть юридически обоснованны любые постановления прокурора, следователя и дознавателя.

Согласно УПК РФ, по истечении 48 часов задержанный автоматически освобождается, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не продлил срок задержания еще на 72 часа: до принятия окончательного решения об избрании меры пресечения. Но в статье 22 Конституции РФ не регламентируется 72-часовое продление срока задержания по судебному решению, хотя нет и запрета на такое продление.

Неоднозначная трактовка конституционного положения и нелогичность содержания данной нормы УПК РФ могут привести к нарушению принципа неприкосновенности личности.

Источник: //studwood.ru/551963/pravo/ugolovno_protsessualnoe_zakonodatelstvo_sovremennoy_rossii

Уголовно-процессуальная политика

Современное государство представляет собой сложное многоуровневое социальное образование, призванное обеспечивать всестороннюю защиту индивидуальных и коллективных прав и законных интересов, в том числе от любого рода противоправных посягательств.

При этом соответствующая деятельность реализуется не стихийно, а в рамках научно-обоснованных и воплощенных в нормах действующего законодательства правовых политиках, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие общественно-опасных деяний, и привлечение виновных лиц к установленному виду юридической ответственности.

Важным компонентом рассматриваемой деятельности, выступает непосредственное применение норм уголовного законодательства в процессе деятельности компетентных органов государственной власти – в первую очередь правоохранительных органов и органов судебной системы, которое в наиболее общем виде воплощено в содержании государственной уголовно-процессуальной политики:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Уголовно-процессуальная политика – это обособленное направление деятельности правотворческих и правоприменительных органов по выработке и применению форм реализации уголовно-правовых предписаний на всех этапах осуществления предварительного расследования и судебного разбирательства общественно-опасных деяний.

Иными словами, в рамках уголовно-процессуальной политики происходит выражение государственного отношения к расследованию преступлений и судебному рассмотрению уголовных дел.

В том числе, именно в рамках рассматриваемой политики происходит определение и юридическое закрепление принципов уголовного процесса, устанавливаются возможные формы и меры процессуального принуждения, назначения наказания, и т.д.

В этой связи представляется обоснованным вывод тех авторов, которые признают в качестве содержания уголовно-процессуальной политики государства «предвидение должной организации судопроизводства и стремление реализовать соответствующее предвидение».

Замечание 1

При этом применительно к характеристике рассматриваемой политики следует обратить внимание на то, что во многом она носит производный характер, поскольку находятся в непосредственной связи с началами уголовно-правового регулирования. В том числе в сфере вопросов квалификации общественно-опасных деяний, избрания видов и размеров уголовного наказания, учета смягчающих и отягчающих обстоятельств, и т.д.

Говоря о значении уголовно-процессуальной политики, следует отметить, что оно в первую очередь заключатся в повышении качества и эффективности противодействия преступным посягательствам, а также в содействии правильному и рациональному правоприменению в соответствующей сфере.

Принципы уголовно-процессуальной политики государства

Основополагающим компонентом уголовно-процессуальной политики любого государства выступает совокупность законодательно установленных принципов правоприменительной деятельности в сфере предупреждения, пресечения и расследования уголовно-наказуемых деяний – то есть принципов уголовного процесса.

В Российской Федерации соответствующие основные начала получили легальное закрепление в нормах Конституции РФ и гл. 2 Уголовно-процессуального кодекса.

Анализ из содержания позволяет, в наиболее общем виде, сделать вывод о том, что они отражают сущность и содержание уголовного процесса в целом, в том числе путем определения конкретных стадий, институтов, элементов правового статуса лиц, участвующих в уголовной судопроизводстве, и т.д.

В числе конкретных принципов уголовного судопроизводства следует выделять:

  1. Принцип законности, как требование точного и неуклонного соблюдения общеобязательных правил поведения всеми участниками уголовного процесса, в том числе компетентными органами государственной власти;
  2. Принцип осуществления правосудия только судом, в котором нашло свое отражение крайне важное начало уголовно-процессуальной политики, связанное с тем, что лицо может быть признано виновным и подвержено уголовному наказанию исключительно в результате вынесения обвинительного приговора суда;
  3. Принцип уважения чести и достоинства человека, обращающий внимание на недопустимость совершения в рамках процессуальной деятельности любых действий, которые каким-либо образом унижают честь и умаляют достоинство лица;
  4. Принцип неприкосновенности личности, жилища, и т.д., указывающий на то, что государство обеспечивает всестороннюю защиту основополагающим правам и законным интересам граждан, провозглашая недопустимость необоснованного лишения свободы человека, вторжения в его жилище, и т.д.;
  5. Принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым, каждый человек, подозреваемый или обвиняемый в совершении уголовного преступления, считается невиновным до вынесения обвинительного приговора суда. С данным принципом, получившим широкое распространение не только на уровне национального, но и международно-правового регулирования, вытекает правило о том, что любые сомнения в виновности лица, возникшие в ходе уголовного процесса должны трактоваться в пользу подозреваемого и т. д.

Современная уголовно-процессуальная политика Российской Федерации

Как было отмечено выше, наличие собственной научно-обоснованной уголовно-процессуальной политики характерно для любого государства, и Российская Федерация в этом отношении не является исключением. В отечественной правовой доктрине уделяется большое внимание разработке и анализу элементов соответствующей политики, в числе которых, в настоящее время принято выделять:

  • Наличие выработанной и законодательно закрепленной единообразной и достаточной для реализации уголовно-процессуальной деятельности нормативно-правовой базы;
  • Четкое определение круга правоохранительных органов и разграничение их полномочий и сфер компетенции, для целей предупреждения, раскрытия и разрешения уголовных дел;
  • Неуклонное соблюдение законности в уголовно-процессуальной деятельности всеми уполномоченными субъектами;
  • Экономия мер процессуального принуждения;
  • Развитие надгосударственного и международно-правового сотрудничества в сфере уголовно-процессуальной деятельности.

Источник: //spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovno-processualnaya_politika/

Источник: https://lgotyyes.ru/ugolovnaya-i-ugolovno-processualnaya-politika-segodnya-realno-otsutstvuyut.html

Уголовно-процессуальная политика

Уголовная и уголовно-процессуальная политика сегодня реально отсутствуют

Современное государство представляет собой сложное многоуровневое социальное образование, призванное обеспечивать всестороннюю защиту индивидуальных и коллективных прав и законных интересов, в том числе от любого рода противоправных посягательств.

При этом соответствующая деятельность реализуется не стихийно, а в рамках научно-обоснованных и воплощенных в нормах действующего законодательства правовых политиках, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие общественно-опасных деяний, и привлечение виновных лиц к установленному виду юридической ответственности.

Важным компонентом рассматриваемой деятельности, выступает непосредственное применение норм уголовного законодательства в процессе деятельности компетентных органов государственной власти – в первую очередь правоохранительных органов и органов судебной системы, которое в наиболее общем виде воплощено в содержании государственной уголовно-процессуальной политики:

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Определение 1

Уголовно-процессуальная политика – это обособленное направление деятельности правотворческих и правоприменительных органов по выработке и применению форм реализации уголовно-правовых предписаний на всех этапах осуществления предварительного расследования и судебного разбирательства общественно-опасных деяний.

Иными словами, в рамках уголовно-процессуальной политики происходит выражение государственного отношения к расследованию преступлений и судебному рассмотрению уголовных дел.

В том числе, именно в рамках рассматриваемой политики происходит определение и юридическое закрепление принципов уголовного процесса, устанавливаются возможные формы и меры процессуального принуждения, назначения наказания, и т.д.

В этой связи представляется обоснованным вывод тех авторов, которые признают в качестве содержания уголовно-процессуальной политики государства «предвидение должной организации судопроизводства и стремление реализовать соответствующее предвидение».

Замечание 1

При этом применительно к характеристике рассматриваемой политики следует обратить внимание на то, что во многом она носит производный характер, поскольку находятся в непосредственной связи с началами уголовно-правового регулирования. В том числе в сфере вопросов квалификации общественно-опасных деяний, избрания видов и размеров уголовного наказания, учета смягчающих и отягчающих обстоятельств, и т.д.

Говоря о значении уголовно-процессуальной политики, следует отметить, что оно в первую очередь заключатся в повышении качества и эффективности противодействия преступным посягательствам, а также в содействии правильному и рациональному правоприменению в соответствующей сфере.

Виды уголовного преследования (ст. 20 УПК РФ)

Уголовная и уголовно-процессуальная политика сегодня реально отсутствуют

Одной из ключевых задач государства является создание условий, при которых законы и общепринятые нормы, правила неукословно соблюдаются всеми гражданами. Если законодатель определяет, что имеет место нарушение, злоумышленник привлекается к ответственности. Однако перед этим против него начинается уголовное преследование.

Уголовное преследование в российской законодательной базе понимается как процессуальная деятельность, совершаемая государственными обвинительными органами и структурами, проводящими комплекс мероприятий по изобличению подозреваемого, обвиненного в совершении неких противоправных деяний.

Впрочем, законодатель имеет несколько точек зрения на этот вопрос, и одновременно определяет принципы уголовного преследования в качестве деятельности и процессуальной функции, утверждая оба понятия в действительных положениях УПК РФ:

  1. Процессуальная деятельность по определению личности злоумышленника, подозреваемого в нарушении закона, осуществляется независимо от того, имеется ли у органов следствия подозреваемый, или нарушитель пока не установлен (п.55 ст.5 УПК РФ).
  2. Процессуальная функция обвинения (защиты) ограничена статусом особы (потенциального злоумышленника) или органа (обвинителя), которые реализует ее. (ст.15 УПК РФ).

Исходя из вышесказанного, можно сделать несколько ключевых выводов. Уголовное преследование и защита будет характеризоваться массой видов деятельности различных государственных структур и должностных лиц (государственная, публичная, властная).

В их задачу возлагается исполнение определенных операций, позволяющих определить истинное положение дел, установить злоумышленника, проигнорировавшего законодательные нормы.

Понятие уголовного преследования характеризуется некоторыми особыми моментами. Так, начало преследования уголовного типа стартует с работы прокурора и органов следствия и дознания. Именно они инициируют преследование, и начинают разбирать обстоятельства преступления. В целом, уголовное преследование состоит из ряда действий уполномоченных структур:

  1. Органы следствия и дознания. На них возлагается обязанность по сбору доказательной базы, установлению факта причастности обвиняемого к преступлению. Кроме того, указанные структуры используют принудительные меры, обеспечивающие изобличение злоумышленника в кратчайшие сроки.
  2. Органы государственного обвинения. Их основополагающая функция состоит в обосновании предъявленных обвинений, убеждении судебных инстанций в виновности (невиновности) обвиняемого.

При всем этом, обвинительные структуры в судебном рассмотрении не будут иметь никакой самостоятельности и автономности (ст. 20 УПК РФ). Их работа будет ограничена статусом подозреваемого, конкретными нормами и статьями УПК РФ.

Это дает право говорить о том, что поддержание обвинения в суде считается лишь составным элементом уголовного преследования прокуратурой в целом.

Признаки уголовного преследования

Изучив действительные положения УПК РФ, затрагивающие вопрос уголовного преследования, можно определить ряд признаков, которые характерны исключительно для данного вопроса.

Положения ст.20 УПК РФ утверждают ряд принципиальных характерных признаков преследования:

  1. Деятельность процессуального направления осуществляется исключительно в рамках тех форм, которые предусмотрены уголовно-процессуальными нормами. Отклонение от установленных норм влечет прекращение преследования.
  2. Уголовное преследование является исключительной прерогативой государственных структур и органов, наделенных правом выдвигать обвинения. Это обусловлено тем фактом, что только компетентные структуры (должностные лица) вправе устанавливать фактические обстоятельства произошедшего, делать какие-либо выводы и давать оценку действиям злоумышленника с точки зрению закона.
  3. Преследование носит принудительный характер и обеспечивается государством в лице компетентных структур. Они устанавливают основания уголовного преследования, проводят операции по изобличению злоумышленника.
  4. Основополагающим направлением уголовного преследования считают исполнение действий и мероприятий, направленных на установление истины, изобличение злоумышленника, вынесение рекомендаций судебным инстанциям, касающихся конкретного вида ответственности за противоправный проступок.
  5. Законодатель понимает суть уголовного преследования, как основной движущей силы уголовного процесса. Благодаря действиям, реализуемым органами госконтроля, определяется содержание и направление судебного процесса.

Начало и завершение уголовного преследования

Возбуждение уголовного преследование подчиняется конкретным правилам и рекомендациям, обозначенным в статьях УПК РФ (этапы уголовного преследования).

  Так, предполагается, что преследование нарушителя начнется с момента открытия уголовного судопроизводства.

Это означает, что как только становится известно о действиях злоумышленника, против него начинают реализовывать мероприятия по преследованию и дальнейшему привлечению к ответственности.

Что касается завершения преследования, то здесь все куда более запутанно и сложно. Общее правило гласит, что основанием для прекращения уголовного преследования является наступление (освобождение) уголовного наказания.

В данной ситуации суд от имени государства выносит окончательный вердикт, ориентируясь на представленную доказательную базу, установленные факты имеющихся нарушений.

Однако, учитывая некоторые нюансы процессуальной функции, закон устанавливает ряд исключений:

  • завершение уголовного процесса автоматически влечет за собой закрытие любых операций, связанных с преследованием;
  • прекращение преследования может быть связано с переквалификацией преступного деяния, при этом преследование будет завершено по одному обвинению, и начнется осуществление преследования уголовного типа по новому делу;
  • преследование может быть завершено по отношению одного лица, если отсутствуют основания для его привлечения к ответственности, при этом преследование будет продолжено в отношении прочих особ, подозреваемых в исполнении противоправных поступков.

Основываясь на имеющихся фактах, тонкостях процессуальной деятельности и принципах реализации законодательных норм, государство установило разграничение уголовного преследования по нескольким видам.

Виды уголовного преследования

Прежде чем перечислить конкретные виды уголовного преследования, нужно вспомнить о том, что данная процессуальная процедура носит принудительный характер, и обеспечивается за счет ресурсов и возможностей государства.

Именно поэтому понятия и виды уголовного преследования обозначают конкретный порядок процессуальной деятельности, определяют характерные правила и рекомендации касательно работы органов следствия (обвинителя) и устанавливают конкретную взаимосвязь процессуальной функции от волеизъявления сторон процесса.

Существующие виды уголовного преследования перечислены в ст. 20 УПК РФ.

Согласно документу, виды преследования зависят от характера и степени тяжести преступления. Существуют такие разновидности преследования:

  1. Публичное уголовное преследование

Это самая распространенная форма уголовного преследования.  Публичный характер в данном случае полностью отображает позицию государства, соответствует целям и характеристикам уголовного судопроизводства. С оглядкой на указанный факт, закон определяет публичную форму преследования как общий порядок рассмотрения дел уголовного характера.

Нюансом публичной формы считают независимость преследования от позиции сторон. Это значит, что при обнаружении факта уголовного преступления, преследование нарушителя начнется без учета его желания и волеизъявления.

Частное уголовное преследование основывается на диспозитивных функциях и параметрах, что свидетельствует о максимальном влиянии позиции сторон дела на итоговый судебный вердикт. Дела частного обвинения инициируются на основании заявления потерпевшего, или его представителей. Завершаются они также по воле потерпевшего, который нашел мирное урегулирование проблемы со злоумышленником.

В данную группу дел относят все процессы, имеющие легкую степень ответственности. Так, обозначенный порядок присущ процессам, связанным с рассмотрением дел о клевете, нанесении побоев особой, которая ранее привлекалась к административному наказанию, а также в случае установления факта умышленности при причинении легкого вреда здоровью.

Ввиду легкой степени вины здесь допускается проведение мирных переговоров, в рамках которых стороны самостоятельно находят решение своих проблем, и полностью завершают конфликт.

  1. Частно-публичный характер обвинения

К данной группе относят процессы, имеющие среднюю и тяжкую степень ответственности (ч.3 ст.20 УПК РФ).

Возбуждение уголовных дел частно-публичного обвинения происходит после подачи заявления потерпевшей стороной, а завершается – вынесение судебного вердикта.

Отметим, что мирный путь урегулирования тут доступен только на стадии досудебного рассмотрения. Передача дела в суд делает попытку переговорного процесса невозможной, и примирение не состоится.

К данному виду преследования отнесут дела, затрагивающие изнасилование, нарушение неприкосновенности частной жизни, авторских и смежных прав, все типы мошеннических операций, растрат и присвоения чужого имущества и многое другое.

Обратим внимание на особенности возбуждения уголовного дела частного и частно-публичного обвинения. Преследование по данной категории дел будет осуществлено при отсутствии особых квалифицирующих признаков, способных отяготить или облегчить ответственность злоумышленника (комментарии к статье 20 УПК РФ).

 Ефремов Роман Сергеевич

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/raznovidnosti-ugolovnogo-presledovaniya-st-20-upk-rf

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: