Увольнение директора общеобразовательных школ

За что могут уволить директора школы. Право и бесправие

Увольнение директора общеобразовательных школ

Не будем долго ходить вокруг да около: директора, как и любого начальника, могут уволить без объяснения причин («несоблюдение трудового договора»).

Дополнительные условия для увольнения директора школы устанавливаются ее учредителем, который вправе вносить в трудовой договор специальные требования в соответствии с нормами закона и целями школы, — вне зависимости, частная школа или государственная.

Основания для увольнения директора государственной школы шире и жестче, что связано с исполнением ею государственных гарантий, установленных законодательством, по обеспечению всеобщего бесплатного начального, основного и среднего образования.

Анализ содержания уставов школ из нескольких городов разных регионов России (Москва, Череповец, Калининград, Волгоград, Севастополь и др.) позволяет сделать вывод о том, что учредители государственных школ по-разному видят обязанности и ответственность директора.

Однако только московскими типовыми уставами государственных школ закреплены условия, неисполнение которых директором устанавливается учредителем как грубое нарушение, однократный факт которого приводит к расторжению договора с директором (в соответствии с положениями устава).

Часть таких условий закреплена в законе, а часть внесена учредителем по собственной инициативе, которая обоснована, как покажет дальнейший анализ, необходимостью защиты государственных гарантий в области образования.

Между тем именно эти условия, по большому счету, и являются обычно камнем преткновения интересов участников образовательных отношений, в связи с чем интересно проанализировать и попробовать дать правовую оценку таким условиям на примере требований к директору учредителя государственных школ города Москвы.

Так, для директора государственной школы недопустимыми являются грубые нарушения его трудовых обязанностей, такие как:

  • неисполнение возложенных на директора школы Уставом, трудовым договором обязанностей, которые повлекли причинение вреда здоровью детей или работников;
  • несоблюдение предусмотренных законодательством и Уставом школы требований о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом и денежными средствами Учреждения, в том числе при совершении крупных сделок и сделок, в отношении которых имелась его заинтересованность, о порядке подготовки и представления отчетов о деятельности и об использовании имущества школы;
  • невыполнение государственного задания;
  • невыполнение школой установленных Уставом целей и видов деятельности, для которых она создана;
  • неэффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения педагогическим работникам заработной платы в размере, определяемом в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в соответствии с утвержденными городскими нормативами;
  • превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности школы, размер которого устанавливается правовым актом Работодателя;
  • осуществление школой деятельности без оформления лицензии, а также принятия лицензирующим органом решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • лишение учреждения государственной аккредитации;
  • отсутствие обеспечения или ненадлежащее обеспечение безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, в том числе нарушение правил пожарной безопасности и неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора, повлекшее возникновение пожаров (возгораний).

Уйти, чтобы вернуться. Другой конец истории

По смыслу Закона «Об образовании» (гл. 5) и Постановления Правительства РФ от 08.08.

2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», директор школы при отсутствии педагогической нагрузки не является педагогическим работником.

Однако в случае, если директор преподает, он является также и педагогическим работником, и нарушения, допущенные им в педагогической работе, также являются основанием для его увольнения в соответствии со ст.

336 Трудового кодекса РФ: повторное в течение одного года грубое нарушение устава школы; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Однако эти основания предмет не для нашего исследования. Коротко только могу заметить, что в принципе расторжение трудового договора даже с директором школы для последнего отнюдь не приговор и зачастую успешно оспаривается в суде.

Так, по одному из дел об увольнении, увольнение на дату приказа фактически не состоялось.

Дело в том, что этим приказом был прекращен трудовой договор, фактически являющийся дополнительным соглашением к основному трудовому договору, в связи с чем приказ об увольнении был отменен, а уволенный работник восстановлен в штате.

По другому делу директор отозвал свое заявление «по собственному желанию» до окончания двухнедельного срока предупреждения, а назначение нового директора не наступило. В итоге он был восстановлен на работе со всеми причитающимися ему компенсациями.

Ты в ответе за все, ты — директор

Возвращаясь к главной теме, необходимо в первую очередь выяснить, в чьих интересах устанавливаются приведенные гарантии против самовольного поведения директора по каждому основанию.

Условие увольнения директора за действия, повлекшие причинение вреда здоровью обучающихся или работников, направлено на защиту права детей и работников школы на безопасную среду, и в первую очередь — при организации питания. Возникает много вопросов со стороны директоров школ и организаторов питания — кто за что отвечает в части соблюдения требований по выполнению санитарных правил и нормативов.

Здесь необходимо отметить, что многие регионы, в том числе и московский, отказались от приготовления пищи в школьных столовых и перешли на внешние контрактные поставки. Теперь ответственность за качество еды фактически полностью зависит от подрядной организации.

Эта организация, в свою очередь, должна обеспечивать: наличие СанПиН 2.4.5.

2409-08; выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками предприятия; должное санитарное состояние источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования; наличие необходимых условий для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья школьников; прием на работу лиц, имеющих допуск к работе по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек у каждого работника; ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на ОРЗ и другие документы, в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08); проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации и многие другие санитарные и гигиенические требования и пр.

должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и ряда других нормативных документов:

  1. Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ;
  2. СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»;

Источник: https://director.rosuchebnik.ru/article/za-chto-mogut-uvolit-direktora-shkoly-pravo-i-bespravie/

Увольнение директора школы

Увольнение директора общеобразовательных школ

Как мы знаем, любой официально трудоустроенный человек имеет гарантированное право прекратить трудовые отношения по своему желанию (ст. 77 ТК РФ), по ряду причин, когда работодателя не устраивает выполнение возложенных обязанностей на работника, он может быть уволен согласно нормам ст. 81 ТК РФ.

Директор школы довольно-таки ответственная должность, поскольку имеет непосредственное отношение к воспитанию молодого поколения и уровню его образования.

Именно от директора школы зависит подбор педагогов.

От учителей, имеющих высокие нравственные ценности, подающих своим поведением пример для подражания, знающих и любящих свой предмет, который преподают настолько хорошо, что могут донести свои знания детям, зависит уровень образования выпускников школы и их воспитание.

Все мы, ходили в школу и помним, что одни уроки ждали с нетерпением, на другие шли с явным нежеланием.

Встав взрослыми, анализируя, хорошо понимаем, что все зависело именно от учителя.

Один преподаватель мог заинтересовать слушать, внимая, каждое слово, у другого можно было следить по учебнику за преподнесением нового материала, что вызывало полную скуку.

Директор школы непосредственно должен прислушиваться к мнению учеников и родителей о педагогическом коллективе и его профессиональным навыкам.

На должность директора школы назначаются лица с высшим педагогическим образованием, имеющие достаточный опыт работы Министерством образования и науки РФ заключением договора сроком на 5 лет.

По истечению срока договора он может быть продлен, либо расторгнут.

В том случае, когда директор хочет расторгнуть договор раньше срока окончания, он имеет право подать заявление.

На основании требований ст. 280 ТК РФ, один месяц он должен отработать после подачи заявления, для того, чтобы могли найти подходящую кандидатуру на освобождающуюся должность.

В течение этого месяца директор также имеет право передумать увольняться и подать отозвать заявление об увольнении. Однако это нужно сделать в письменной форме.

В случае если письменно по переводу был приглашен новый сотрудник на место директора и уже успел уволиться со своего места основного работы, отказать в трудоустройстве ему по закону нельзя.

Поэтому бывший директор, даже в том случае, если к этому моменту передумал расторгать трудовые отношения, будет уволен по ч.1 п. 3 ст. 77 ТК РФ.

Трудовым законодательством (ст. 80 ТК РФ) предусмотрены случаи, когда возможно увольнение без отработки положенного срока.

Директор школы не является исключением.

Он может быть уволен в указанный в заявлении срок:

  • при выходе на пенсию;
  • в случае поступления на стационарную форму обучения;
  • или в тех случаях, когда нет возможности продолжать работать, при предоставлении соответствующих документов.

Это могут быть справки из медицинских учреждений о необходимости постоянного ухода за близким родственником, копия приказа о переводе мужа (жены) на работу в другой город и прочие документы.

Кроме всего прочего директор школы, как любой педагог, выполняющий непосредственно функция воспитания детей может быть уволен:

  • по п. 8 ч. 1 ст. 81 Трудового законодательства за поведение, которое считается в обществе аморальным и не совместимо с деятельностью педагога;
  • по п. 13 ч.1 ст.83 ТК РФ, если будут установлены факты, не позволяющих заниматься педагогической, тем более руководящей деятельностью;
  • статья 336 ТК РФ дает возможность прекратить действие трудового договора с педагогическим работником, в том числе и с директором школы, поскольку, прежде всего он остается быть педагогом, при нарушении устава, действующего в учебном заведении, а также применение морального или физического насилия над учениками в процессе обучения.

Здесь важно заметить, что директор может быть уволен, даже в тех случаях, когда не сам лично применял насильственные методы к учащимся, а кто-то из преподавательского состава, о чем директору поступали жалобы, но он не предпринял никаких действенных мер по устранению этого нарушения и дисциплинарному наказанию виновных лиц.

Если директор школы был уличен в использовании денежных средств, собранных родителями учеников на нужды школы для улучшения процесса обучения и создания для детей более комфортных условий, в личных целях, общешкольный родительский комитет, который должен контролировать, куда тратятся внебюджетные поступления добровольных родительских взносов, имеет право написать жалобу в Департамент образования.

Для проведения проверки жалоба не должна быть анонимной, необходимо собрать предварительно подписи родителей учеников.

По результатам расследования указанных фактов, при выявлении неоднократных нарушений со стороны директора школы, с учетом его письменных объяснений, он может быть уволен с занимаемой должности.

Причины увольнения

Основания для увольнения директора могут быть разные.

1. Заявление по собственному желанию уволиться.

Причины указывать в данном случае необязательно, если только нет существенных препятствий для необходимости отработать после подачи заявления один месяц.

При наличии же обстоятельств, которые вынуждают директора уволиться, в заявлении они должны быть указаны с предоставлением документального подтверждения.

Обычно причинами увольнения по собственному желанию являются семейные неурядицы, которые не обязательно подробно излагать в заявлении.

2. При увольнении директора за допущенные нарушения, согласно нормам действующего законодательства причиной может послужить:

  • согласно п. 1 ст. 81 ТК РФ – ликвидация организации, или проще говоря, закрытие учебного заведения;
  • при выявлении в ходе работы, что директор не соответствует занимаемой должности (п. 3 ст. 81 ТК РФ);
  • в случае, когда было наложено дисциплинарное взыскание и в течение календарного года, пока оно еще не снято, директор опять не выполняет свои возложенные на него обязанности (п. 5 ст. 81 ТК РФ);
  • при грубом нарушении должностных обязанностей достаточно одного выявленного факта, чтобы директор школы был уволен (п.6 ст.81 ТК РФ);

Нахождение директора школы на работе в нетрезвом виде, не вписывается ни в какие законные или моральные рамки, поэтому он будет само собой разумеющимся, уволен.

В случае хищения школьного имущества, директора школы постигнет та же участь – увольнение, с неприятной записью в трудовой книжке.

С такой записью ему будет тяжело трудоустроиться, тем более в сфере образования;

  • совершение поступка, несовместимого с принципами морали, принятыми в обществе невозможно для продолжения деятельности педагогического характера (п. 8 ст. 81 ТК РФ);
  • при увольнении согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ уполномоченный орган имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем учебного заведения, не объясняя причин;
  • директор школы может быть уволен, по основаниям ст. 351. 1 ТК РФ,

предусматривающим досрочное прекращение трудовых отношений с работниками в сфере образования в том случае, если лица, занимающиеся педагогической деятельностью, были судимы за преступные деяния, направленные против жизни и здоровья людей, а также свободы, чести, достоинства личности.

При получении справки из органов МВД о наличие судимости, которую при приеме на работу кандидат на должность директора скрыл, трудовой договор с ним расторгается по п. 13. ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по причинам, какие не зависят от воли сторон;

  • дополнительным основанием для увольнения директора школы (как впрочем, и всех педагогов) служит использование методики обучения с применением насильственных методов физического или психического воздействия на учащегося (п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ).

Даже при однократном оскорблении, унижение, необоснованной критике ученика, применении рукоприкладства директор будет уволен.

Инструкция

1. При увольнении директора школы по собственному желанию, он должен подать заявление с предупреждением о прекращении трудовых отношений за месяц до расторжения договора, если нет причин, когда он может быть уволен раньше, которые должны быть подтверждены документально.

2. При ликвидации школы, руководящий орган должен письменно уведомить директора за два месяца до намеченного увольнения.

3. При увольнении за любые нарушения дисциплинарного характера должны быть собраны все документы, подтверждающие факт того, что директор не справляется со своими обязанностями, либо ведет себя аморально, нарушает школьный устав и нормы поведения.

Кроме того, необходимо взять письменные объяснения такого поведения.

При отказе писать объяснительную записку, составляется акт за подписью свидетелей.

4. Увольняя директора по п. 2 ст. 278, его не предупреждают заранее и могут не объяснять причин расторжения трудового договора.

5. При получении достоверных сведений от органов МВД о наличие судимости директора школы, трудовой договор с ним должен быть расторгнут.

6. В случае поступления жалоб от детей и их родителей о применении насилия, как физического, так и морального, должно быть проведено расследование, взято письменное объяснение от директора.

7. Жалобы родительского комитета о присвоении средств, собранных родителями учащихся должны быть рассмотрены и проведены проверки.

8. При наличии заявления, в случае собственного желания директора расторгнуть трудовой договор или документов, подтверждающих нарушения должностных обязанностей, возложенных на руководителя школы, издается приказ о его увольнении.

9. С приказом об увольнении директора школы знакомят под роспись.

В случае отказа подписывать документ, составляется акт за подписью двух свидетелей.

10. В день увольнения директор школы получает на руки трудовую книжку и все гарантированные выплаты, в зависимости от статьи ТК РФ, на основании которой с ним прекращен трудовой договор.

Источник: https://vse-o-trude.ru/uvolnenie-direktora-shkoly/

Как происходит увольнение учителя? Общий порядок, возможные основания и прекращение договора с директором школы

Увольнение директора общеобразовательных школ

Особой категорией, выделяемой трудовым законодательством, являются педагогические работник.

Глава 52 регулирует вопросы трудовых правоотношений с учителями, преподавателями высших и профессиональных учебных заведений, руководителями образовательных организаций и т.д.

, в том числе и вопросы, связанные с особыми основаниями для расторжения с педагогами трудового договора.

Проголосуйте: хорошо ли защищены трудовые права учителей в России?

Кроме трудового законодательства предусмотрен и целый комплекс отдельных законов и подзаконных актов, также регулирующих порядок прекращения трудового договора с указанной категорией работников (ФЗ от 29.12.2012 № 273, Приказы Минпросвещения России и т.д.).

Порядок прекращения трудового договора с педагогическим работником

Порядок расторжения трудового договора с учителем частично будет зависеть от основания, которые будут рассмотрены ниже. В целом производство увольнения осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 84.1 ТК РФ:

  1. Возникновение общего или специального основания для увольнения.

Основание всегда оформляется документально. Если это уход с работы по собственному желанию – письменное заявление, если имело место быть одно из специальных оснований (совершено психическое или физическое насилие над учеником) – жалоба на действия педагога и доказательства его вины и т.д.

Этот этап осуществляется лишь при подаче заявления на увольнение по собственному желанию. Отработка составляет, по общему правилу, 2 недели.

Если учитель является членом профсоюзной организации, то его увольнение производится только с согласия указанного органа, если речь идет:

  • о сокращении;
  • недостаточной квалификации;
  • неоднократное неисполнение обязанностей (с условием, что педагог привлечен к дисциплинарной ответственности).

Директор школы, имея основания для увольнения, издает Приказ.

Справка. Государственные учреждения не попадают под действие ч. 4 ст. 9 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» и изменений, связанных с принятием указанного закона, а значит обязуются в качестве первичных документов использовать унифицированные формы.

Для Приказа об увольнении установлена форма Т-8 (Постановление Госкомстата от 05.01.2004 г. № 1). Данный акт должен содержать следующие сведения:

  • дату и номер трудового договора;
  • дату увольнения;
  • ФИО и должность педагогического работника;
  • основания увольнения;
  • ссылка на документ-основание;
  • дата и подпись директора с расшифровкой;
  • подпись увольняемого об ознакомлении;
  • ссылка на мнение профсоюзной организации, если оно требуется.
  1. Оформление кадровых документов.

Трудовая книжка и личная карточка учителя заполняются в отделе кадров образовательной организации и заполняется по правилам, установленным Инструкцией по заполнению указанного документа (Постановление Минтруда России № 69):

  • порядковый номер записи – гр. 1;
  • дата внесения записи – гр. 2;
  • основание увольнения со ссылкой на норму ТК РФ, подпись директора и увольняемого учителя – гр. 3;
  • ссылка на Приказ об увольнении – гр. 4.

Личная карточка заполняется по форме Т-2, а сведения об увольнении указываются в разделе 9. Прописываются:

  • основание увольнения и дата;
  • ссылка на Приказ.

Раздел подписывается сотрудником отдела кадров и учителем после того, как на руки увольняемому будет отдана трудовая книжка (п. 41 Постановления Правительства № 225 «О трудовых книжках»).

Бухгалтерия образовательной организации составляет записку-расчет (форма Т-61). В качестве выплат, связанных с увольнением, рассчитываются остатки по заработной плате и компенсация неиспользованного отпуска. Иные выплаты устанавливаются в отдельных случаях (выходное пособие – при ликвидации учреждения или сокращении штата).

Возможные основания

Трудовое законодательство устанавливает два вида расторжения трудового договора для педагогов:

  • общие основания (установленные гл. 13 ТК РФ);
  • специальные (ст. 336 ТК РФ).

Общие основания включают в себя случаи, когда увольнение производится по инициативе самого учителя или директора образовательного учреждения, по их взаимному согласию, а также ситуации, при которых договор прекращает свое действие независимо от их воли (болезнь, препятствующая работе в школе, приговор суда, предусматривающий отправление в исправительное учреждение или запрет на занятие педагогической деятельностью и т.д.).

Нередки случаи, когда образовательные учреждения прекращают свою деятельность или в них производится сокращение штата. В соответствии со ст. 180 работодатель:

  • предупреждает о закрытии школы или сокращении за 2 месяца;
  • сокращаемым педагогам предлагаются иные вакантные места, при их наличии.

Увольнение по указанным основаниям влечет выплату выходного пособия в течение 2-х месяцев (3-х, если учитель своевременно обратится в органы занятости) в размере среднего оклада.

К специальным основаниям, указанным в ст. 336 ТК РФ, относятся:

  • второе за год грубое нарушение устава образовательной организации;
  • однократное применение учителем физического или психического насилия в отношении ученика;
  • достижение предельного возраста для замещения должностей (относится только к сотрудникам высших учебных заведений и учреждений дополнительного проф. образования, возраст устанавливается нормой ст. 332 ТК РФ).

К грубым нарушениям устава относят:

  • систематическое неисполнение обязанностей;
  • фальсификация результатов научных исследований учеников и т.д.

Физическое или психическое насилие выражается в конкретных неправомерных действиях в отношении учеников. Если с физическим предельно ясно (нанесение побоев, истязания, а порой и причинение вреда здоровью и т.д.), то с психическим принуждением не все так однозначно. Как правило, к нему относят:

  • оскорбления;
  • угрозы;
  • чрезмерные требования, не соответствующие образовательной программе для конкретной возрастной группы;
  • настраивание коллектива против конкретного ученика и т.д.

По статье

Можно ли уволить учителя «по статье»? Трудовое законодательство не имеет такого определения, как увольнение «по статье».

Важно! Под увольнением «по статье» понимается расторжение трудового договора по решению руководства организации, если за учителем обнаружено совершение виновных действий как общего, так и специального характера.

Виновные действия общего характера предусмотрены п. 5 и 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ:

  • неисполнение трудовых обязанностей неоднократно (при условии, что учитель уже имеет дисциплинарное взыскание);
  • прогулы, появление в нетрезвом виде и иные грубые нарушения трудовых отношений.

К специальным основаниям относят п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (аморальное поведение) и п. 1, 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ (повторное грубое нарушение устава и насилие в отношении учеников).

Важный фактор такого увольнения – наличие письменного доказательства вины. Факт прогулов или появления в нетрезвом виде должны быть зафиксированы. На действия учителя в плане психического или физического насилия должна быть подана жалоба.

За аморальное поведение

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 81педагогический работник может быть уволен за аморальное поведение, если оно несовместимо с его работой.

В настоящее время под указанный пункт директора школ пытаются подвести малейшие вольности со стороны учителей, в том числе совершенные ими вне рабочего времени, что допустимо с практической стороны (п. 46 ППВС РФ от 17.03.2004 г. № 2).

Увы, исчерпывающего перечня аморальных поступков в настоящее время нет.

Источник: https://narabote.me/uvolnenie/kategorii/pedagoga.html

Развалил школы и уволился: Рано радуетесь

Увольнение директора общеобразовательных школ

Вашей покорной слуге довелось близко познакомиться с этим роковым для сферы образования управленческим гением на пять лет раньше, чем среднестатистическому москвичу, – под непосредственным началом Калины я работала долгих два года, показавшихся мне вечностью, и по итогам психика моя была расшатана преизрядно – природная толстокожесть, конечно, выручала, но Калине и не таких носорогов удавалось доводить до предынфарктного состояния. Исаак Иосифович был тогда руководителем Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки, а я возглавляла нормативно-правовой отдел в составе этого департамента. Каждый понедельник сотрудники департамента ехали на работу на ватных ногах с корвалолом в сумке: по понедельникам собирались знаменитые планёрки, после которых этот корвалол многим мог понадобиться.

Калина редко устраивал нагоняи тет-а-тет, он любил издеваться над людьми публично, а планёрки для этого подходили как нельзя лучше.

Когда я увольнялась из Министерства, из 65 штатных единиц в департаменте Калины заняты были 32 – укомплектовать подразделение полностью было задачей нереальной, ибо слух о его руководителе разнёсся далеко за пределы Министерства.

Оптимизация до полного уничтожения

Постараемся абстрагироваться от эмоций “травмированных личным опытом” и посмотреть объективно на реалии московского образования в последнее десятилетие.

Когда Лужкова заменили Собяниным, основные претензии к “лужковским” школам заключались, в основном, в колоссальном расслоении начального образования на “элитарное и качественное” и на всё остальное.

Сотня любимчиков-директоров с гиперфинансированием, лучшими кадрами, заранее предопределёнными победами на любых конкурсах, помощью при любых трудностях со стороны правительства Москвы и учениками платёжеспособных родителей “с золотыми ложками во рту”, и все остальные школы, не пользующиеся подобным вниманием со стороны города.

Новому министру наказывали справиться с растущей не по дням, а по часам удушающей бюрократизацией учебного процесса, выхолащивающей из школы всё живое, ну и, разумеется, колоссальные претензии предъявлялись образования, когда уроки астрономии и обществоведения заменялись “москвоведением” и прочей лужковщиной.

Основные претензии к “лужковским” школам заключались в колоссальном расслоении образования на “элитарное и качественное” и на всё остальное. Софья Сандурская/АГН “Москва”  

Забегая вперёд, скажу сразу, что в содержательную сторону образования Калина никогда даже и не пытался вникнуть, не считая это своей прерогативой и своей обязанностью. Таковой его позиция была что в федеральном Министерстве, что в московском.

Всю смысловую сторону образовательного процесса он перепоручал методистам, Академии образования и “Вышке” (НИУ ВШЭ), педагогической науке.

Зато он с энтузиазмом, достойным лучшего применения, вмешивался в организационно-правовую сторону деятельности образовательных учреждений, в управляющие советы школ, изобретал громоздкие и непрозрачные системы аттестаций, волюнтаристски отбирал и выдавал лицензии и оптимизировал, оптимизировал, оптимизировал…

Справедливости ради, следует оговориться, что “оптимизацию” (в переводе с бюрократического языка на человеческий означающую сокращение и уничтожение) придумал не он, но теперь само слово накрепко ассоциируется с экспериментами Калины по объединению под одной крышей образовательных учреждений разного уровня и порядка, в результате чего количество школ в Москве сократилось наполовину. С 2012 года 1 572 школы Москвы, объединив с детскими садами, учреждениями дополнительного образования, коррекционными школами, учреждениями среднего образования, превратили в 750 “образовательных холдингов”.

Сам Калина объяснял необходимость создания укрупнённых образовательных комплексов переходом на принцип подушевого финансирования, который сам же и продавил: раньше на школы деньги выделялись фиксированно, а теперь финансирование стало зависеть от количества учеников.

В то время как этот монетарно-механистический подход провалился практически по всей России, Калина считал его реализацию в Москве своим личным успехом, не обращая внимания на то, что новые школы-монстры проседали по всем учебным показателям.

В далёкое прошлое ушли времена, по которым мы теперь можем лишь ностальгировать, наслаждаясь советскими фильмами, в которых директриса на перемене гладила по голове вихрастого мальчишку, называя его по имени: отныне иные московские школы стали величиной с нехилый областной вуз с тысячами учащихся, и личный контакт с директором – ну примерно как Путина вживую увидать.

Учебный комплекс № 2109 в Южном Бутово. Сергей Киселёв/АГН “Москва”  

Несмoтря на массу нареканий к “оптимизации” сo стoрoны учителей, рoдителей, детей, официального профсоюза работников образования и независимого профсоюза “Учитель” (разнузданное слияние школ обернулось массовыми сокращениями, дефицитом преподавателей, нездоровой атмосферой в учительских и среди родителей), никаким сомнениям выбранную стратегию Калина не подвергал, на контакты с общественностью не шёл, предпочитая все вопросы решать с директорами. Наибoлее массoвые акции прoтеста прoтив “oптимизации” учреждений oбразoвания и здравooхранения прoхoдили именнo в Москве, хотя затронула она так или иначе все регионы.

Другое “ноу-хау” Калины – так называемая “новая система оплаты труда”, создававшаяся в противовес прежнему лужковскому волюнтаризму, когда распределение стимулирующих выплат, надбавок, премиальных было отдано на откуп директорам школ.

Калина ввёл сложную, донельзя бюрократизированную систему критериев и показателей, влияющих на итоговую зарплату педагога, что, с одной стороны, удесятерило количество контролёров, проверяющих, сотрудников надзорных органов, членов аттестационных комиссий, а с другой стороны, дало невиданные прежде возможности школьному бухгалтеру определять принципы начисления выплат.

С одной стороны, каждое заседание аттестационной комиссии начиналось с вопроса директору, почему в школе такой неадекватно большой децильный коэффициент (то есть откуда такая неравномерность в зарплатах у педколлектива), и почему у многих учителей зарплата ниже 60 тысяч (допустимый, по мнению Калины, зарплатный минимум для учителя в Москве), а у директора белая зарплата гордо указана в 800 тысяч рублей. С другой стороны, дальше констатации обычно дело не шло, и этот вопиющий разрыв в доходах педагогов порождал дискомфортный психологический климат в школе, постоянные конфликты, соперничество и грызню за надбавки и премии. При этом Собянин в своих отчётах оперировал совсем иными цифрами:

По мнению московского мэра, средняя зарплата учителя составляла 114 000 рублей – звучало красиво, но при этом нужно понимать, что это среднее арифметическое из 800 тысяч директорских, 400 тысяч завуча и 60-65 тысяч рядового педсостава.

Деление педагогических работников на “агнцев и козлищ” было возведено Калиной в принцип и распространялось на все уровни школьного коллектива – всячески поощрялась система взаимного доносительства, “чёрных списков”, “чёрных меток”, закрывавших для “забаненного” Калиной или своими же коллегами педагога возможность устроиться на работу.

Никакие массовые обращения, петиции, открытые письма, жалобы во все инстанции, от Роскомнадзора до Путина, результатов не принесли.

Рыба, конечно, всегда гниёт с головы, но нельзя не признать, что московская педагогическая общественность увлечённо и с пугающим удовольствием погрузилась в стукачество и в пожирание друг друга, вызывая в памяти классическое – “А кто же написал четыре миллиона доносов?”.

В то время как директора школ, посмевшие публично высказывать недовольство или, не приведи Господь, критиковать самого Калину, увольнялись одним телефонным звонком и с волчьим билетом (как это случилось с директором 113-й школы Давором Тубой, возмутившимся директивой департамента образования в обязательном порядке закупать неадекватно дорогие учебные пособия ООО “Ланит-Интеграция”, от которой за версту несло коррупцией), развесёлый “уникальный педагогический коллектив” 57-й школы после громкого секс-скандала отделался лёгким испугом, моментально основав новую элитную школу на Рублёвке и практически в полном составе переместившись туда.

Планшет вместо учителя

Пресловутая же бюрократизация учебного процесса при Калине не сократилась, а наоборот, кратно выросла.

Учителя жалуются на то, что у них времени не хватает не то что на личное общение с учениками, но даже на проверку тетрадей – всё свободное время съедает неадекватных объёмов отчётность и заполнение бесконечных формуляров.

“Московская электронная школа” – платформа для цифровизации обучения, предмет особой гордости Калины и его замов – должна была в итоге свести личный контакт с учеником к минимуму (теперь главный собеседник школьника не учитель, а планшет), но тут на помощь школе пришло обычное российское раздолбайство: подрядчики департамента, освоившие астрономические деньги на создание и внедрение этой самой МЭШ, оказались криворукими халтурщиками, и система регулярно зависает и вырубается. Кстати, одна из самых популярных в Москве версий причин увольнения Калины – именно провальный результат эксперимента с МЭШ, не прошедшей проверку коронавирусом.

Никаких изменений не претерпела и система “фаворитизма” при определении лучших школ, лучших учителей, лучших директоров – всё те же непрозрачные конкурсы с заранее понятными результатами, всё та же плеяда “педагогов-новаторов”, числящихся новаторами уже лет тридцать подряд, всё те же аттестации, на которых тётки с кругозором инфузории-туфельки, говорящие на бюрократическом новоязе, но зато обладающие выдающимися хватательными способностями, становятся директорами.

“Московская электронная школа” – платформа для цифровизации обучения, предмет особой гордости Калины.  Андрей Никеричев/АГН “Москва”     

Справедливости ради, нужно сказать, что отнюдь не все популярные проклятия в адрес Калины прилетали по адресу.

Невнимательные, но скорые на острое словцо журналисты в своё время подняли шум до небес, приписав Калине “принцип солёного огурца”, на самом деле сформулированный педагогом-новатором Владимиром Шаталовым – создать вокруг ребёнка такую среду, чтобы он, как огурец в рассоле, напитывался знаниями, навыками, коммуникациями.

На этом принципе основана и вся система инклюзивного образования, давно и успешно реализуемая в России, и просто любое выравнивание возможностей, которые ученику предоставляет школа.

И проблема Калины отнюдь не в том, что он цитирует абсолютно правильные, проверенные временем наработки своих предшественников, а как раз в том, что ему не удалось создать этот самый рассол для огурчиков – одни ученики купались в растворе соляной кислоты, другие в дистиллированной воде. “Попасть в престижную школу” – этот сложный и недешёвый квест родители школяров каждый год проходили как при предшественниках Калины, так и во времена его авторитарного, не терпевшего никакой коллегиальности руководства.

Единственный показатель, по которому московское образование показывало устойчивый, в геометрической прогрессии рост, – это рост школьных поборов с родителей, с которым авторитарный руководитель, увольнявший директоров одним звонком, справиться так и не смог. Нельзя сказать, что не пытался справиться, – в Сети лежат сотни видео, где Калина обрушивается на директоров, у которых на счету школы лежат 90 миллионов рублей, а школа требует с родителей скинуться “на шторы”, – но воз, как говорится, и ныне там.

Всё минувшее десятилетие столичный Департамент образования и науки сотрясали коррупционные скандалы, практически не затронувшие его главу, но создававшие крайне неприглядный фон для его работы.

В 2012 году Главное управление по экономической безопасности и противодействию коррупции поймало с поличным двух чиновниц департамента, вымогавших у бизнесмена взятку за заключение госконтракта на оснащение столичных колледжей компьютерами, – тогда была арестована завсектором профессионального образования Елена Парублева.

А в конце минувшего года по подозрению в мошенничестве в особо крупных размерах был арестован советник департамента Сергей Желонкин.

Учителя жалуются, что всё свободное время съедает неадекватных объёмов отчётность и заполнение бесконечных формуляров. Сергей Киселёв/АГН “Москва”  

Пока Исаак Калина долгих десять лет бессменно возглавлял столичное образование, на посту федерального министра образования и науки, а потом министра просвещения сменилось четыре руководителя, – очень разных, проводивших разную политику, оставивших о себе очень разные воспоминания.

Однако по неписаному закону и сложившейся традиции, никто из них не вмешивался в московскую образовательную кухню, фактически оставляя столичного министра вне административной вертикали.

Москва, понятное дело, всегда была государством в государстве, и представить себе федерального министра, жёстко критикующего и распекающего Калину, просто невозможно.

Формальное основание ухода Калины – заявление по собственному желанию. Ушёл он, как говорится, по-хорошему – в тот же день получил синекуру советника мэра. Как злорадно выразился один из главных хейтеров Калины Евгений Сатановский,

во времена Сталина за действия Калины был бы расстрел, во времена Грозного – кол. Пётр I бы на дыбу, а потом сослал бы пожизненно в Сибирь. А в наши времена – Калина получил назначение на другое место. У нас же никого не убирают.

Что реально послужило поводом для того, чтобы его отпустили восвояси, никто не знает, но, поверьте мне, обычно чиновников от образования стараются не увольнять до 1 сентября, поскольку полным ходом идёт подготовка к новому учебному году.

Должны ли мы радоваться, что новый учебный год в московских школах начнётся без Калины?
Мой многолетний опыт подсказывает, что любые кадровые перемены что в федеральном образовании, что в московском, – всегда к худшему. Сменивший Исаака Калину его бывший заместитель Александр Молотков в системе образования ни дня не работал.

Это финансист, всегда специализировавшийся на привлечении инвестиций и поддержке малого предпринимательства, типичный “эффективный менеджер”, отвечавший в департаменте как раз за пресловутую цифровизацию всего и вся, дистанционное образование, недостатки которого именно сейчас, как рентгеновским лучом, высветила эпидемия коронавируса.

Не наступят ли времена, когда самодура и горе-реформатора Калину мы будем вспоминать с тоской и ностальгией?..

Источник: https://tsargrad.tv/articles/razvalil-shkoly-i-uvolilsja-rano-raduetes_270148

Почему директор покидает школу?

Увольнение директора общеобразовательных школ

Первый сезон, четвертый эпизод. Детективно-нормативный сериал “Нормативка”

Беззащитность

Причина № 2. Расторжение договора по инициативе работодателя на определенных основаниях

Снова заглянем в Трудовой кодекс, на этот раз в статью 81.

Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником, если организация ликвидируется. Численность школ уменьшается, следовательно, лишних директоров нужно увольнять.

Не могут продолжать работать те, кто недостаточно квалифицирован для занимаемой должности, но этот факт обязательно должен быть подтвержден результатами аттестации.

Порядок аттестации руководителей образовательных организаций устанавливается регионами самостоятельно, поэтому в практиках субъектов Российской Федерации существуют значительные различия. Директоров (или кандидатов) в Чеченской Республике, Красноярском крае или Москве проверяют по-разному.

Без дополнительных исследований сложно сказать, стимулирует ли это обстоятельство межрегиональную миграцию управленческих кадров.

К увольнению руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера приведет смена собственника имущества организации.

Для учреждений (каковыми являются школы) важно учитывать следующий нюанс: ведомственное переподчинение сменой собственника не является, поскольку учредитель не орган исполнительной власти (министерства либо департаменты образования, культуры, спорта и пр.), а сами территориально-административные единицы различного уровня.

Помните, как случившаяся не так давно передача федеральных образовательных организаций в регионы сопровождалась переоформлением массы различных документов, начиная от уставов до распоследних мелких инструкций, включая трудовые договоры, для отражения региональной специфики? Любопытно, что многие директора при этом не только сохранили свои рабочие места (с измененными названиями, разумеется), но и получили от новых собственников компенсации в размере не менее трех средних месячных заработков (ст. 181).

Любой работник, включая директора, может быть уволен за неоднократное неисполнение своих трудовых обязанностей без уважительных причин.

При условии, что работодатель озаботился тем, чтобы зафиксировать эти нарушения и надлежащим образом оформить дисциплинарные взыскания, которых наберется хотя бы два за календарный год (поскольку по истечении этого срока они автоматически снимаются (ст. 194)).

Хотя для увольнения бывает достаточно и однократного нарушения, если оно было грубым. Эта норма распространяется не только на руководителя организации (филиала, представительства), но и на его заместителей.

Вот, кстати, яркий пример. Были ли допущены нарушения в работе новосибирской школы № 83, более известной как «Умка»? Да, и многочисленные; их описание, по словам представителей мэрии Новосибирска, занимает 15 страниц.

Были ли дисциплинарные взыскания у директора? Да, на брифинге 24 октября 2017 года руководитель департамента образования Рамиль Ахметгареев сообщил, что у Светланы Гольцер уже было два выговора за финансовые нарушения, а выявленные весной недостатки в организации так и не были исправлены к сентябрю.

Несмотря на прямую возможность увольнения по инициативе работодателя, работнику предложили написать заявление по собственному желанию. Уволена ли директор Светлана Гольцер? Да.

Где она работает в настоящее время? По-прежнему в школе «Умка», но уже в качестве научного руководителя.

Ее способности и опыт применения различных форм обучения и получения образования в общеобразовательной школе востребованы и по достоинству оценены.

Пункты про виновные действия, вред имуществу и предоставления подложных документов вряд ли нуждаются в детальном разборе. Остановимся на формулировке п. 6 ч. 1 ст.

81: «Трудовой договор может быть расторгнут работодателем [в случае] совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы».

Возможно, дело в том, что этот пункт затесался среди прочих, где работодатель может расторгнуть договор, но, положа руку на сердце, не по букве, а по духу закона в этом конкретном случае просто напрашивается, что работодатель должен договор расторгнуть.

Педагогические работники обязаны «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики» (статья 48 273-ФЗ) и, напротив, к педагогической деятельности не допускаются «лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности…» (ст. 331).

Исходя из этих требований федерального законодательства, работники школ, включая руководителей, должны быть уволены, но Трудовой кодекс по-прежнему говорит «может». Тут самое время вспомнить о событиях в 57-й школе, так и не получивших до сих пор однозначной оценки – ни правовой, ни моральной.

Увольнением по инициативе работодателей может завершиться и активность, не связанная напрямую с исполнением должностных обязанностей. Например, директор саратовской школы № 56 Марина Радаева благодаря скандальному видео, снятому в единый день ания 10 сентября 2017 г., стала сетевой звездой.

Председатель комитета по образованию Лариса Ревуцкая разъяснила официальную позицию: «Общение М. Н. Радаевой с журналистами в ночь с 10 на 11 сентября этого года проходило вне рамок образовательного процесса и не было посвящено работе образовательного учреждения.

Поэтому комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» в данном случае не комментирует действия госпожи Радаевой в качестве директора школы».

Тем не менее глава профильного комитета не стала скрывать личное мнение: «Вместе с тем, каждый из зрителей обсуждаемого видеоролика способен самостоятельно составить суждение о произошедшем, исходя из собственных представлений о морали и этике. С моей точки зрения, данное поведение является неэтичным и недопустимым для человека, занимающего руководящую должность».

Несмотря на грамотное чередование отпуска и пребывания на больничных после двух с лишним месяцев с момента инцидента 23 ноября Марина Радаева была уволена.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2018/2/15/blog/2019-chast_3_pochemu_direktor_pokidaet_shkolu_

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: